Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

Профессионализм - это, прежде всего, знание процессов заказчика и стандарты базовой функциональности

В мае мы посетили запорожское предприятие ООО «Квас Бевериджиз» (ТМ «Ярыло») - один из лидеров на рынке безалкогольных напитков в Украине.

Встреча была примечательна и тем, что технический директор, Тютюнник Максим Николаевич - наш старый знакомый и один из «ветеранов» нынешнего рынка АСУ ТП, знающий до мелочей условия работы в различных структурах - от разработчика устройств,  до вендора систем АСУ ТП. Опыт работы в международных структурах, плюс отличное знание разных отраслей  и приложений, позволяют ему сегодня иметь широкое видение процессов в отрасли АСУ и глубокое понимание необходимых улучшений в среде подрядчиков.  Предприятие «Ярыло» сегодня - это высокоавтоматизированное производство, соответствующее высоким требованиям эксплуатационной готовности, производительности и качества продукции. Парк установленных АСУ ТП включает несколько десятков контроллеров Siemens, частотных преобразователей Danfoss, а также оборудование других производителей. 

В ходе встречи мы обсудили с Максимом Николаевичем ряд актуальных вопросов по развитию АСУ ТП на предприятии, о качестве поставщиков решений и стандартах. Приводим здесь наиболее интересные мнения

- Вы прошли длинный профессиональный путь - от разработчика и интегратора, к вендору, проектному менеджеру, а сейчас - технический директор. С одной стороны это, наверное, просто - так как опыт огромный, с другой, наверняка были сложности перехода. В чем они состояли?

Пришлось осваивать новые области, требующие других базовых знаний. Это и стандарты пищевой безопасности ISO 22000:2005,  PAS 220:2008, экологического менеджмента ISO 14001:2009, систем промышленной безопасности ISO 18001:2009. Но  это интересно и увлекательно, создавать не только систему автоматизации объекта, но целый промышленный комплекс, отвечающий современным требованиям, выходить на проектную мощность и видеть склады готовой продукции.

- Насколько я понял в ходе встречи, держать весь парк АСУ ТП и вести процессы силами в три десятка  человек  не так уже очевидно. Какие изменения за последние годы Вы предприняли для оптимизации работы службы эксплуатации АСУ ТП на предприятии?

Вся техническая служба подверглась коренной модернизации. Достаточно сказать, что от 45 человек постоянного штата плюс 13 человек сезонного персонала, мы перешли к организационной структуре из 29 человек. Если раньше, образно говоря, у каждого сосуда под давлением сидел человек и отвечал только за него, то теперь мы имеем универсальных специалистов поддерживающих все участки на заводе. Значительная часть работ технической службы, не касающихся основного бизнеса (кондиционеры и вентиляция, ремонт офисной техники и мебели, обслуживание высоковольтных сетей, сетей канализации) полностью передана на аутсорсинг. В части АСУ ТП есть четкое деление, модернизации какого уровня мы выполняем своими силами, а какие подрядными организациями. В любом случае мы не разрабатываем и даже не ремонтируем самостоятельно компоненты автоматики.

- И что дальше? Как вы планируете развивать эту службу? 

Направление дальнейшего развития то же – больше функций и ответственности в руках каждого сотрудника, и соответственно, больший компенсационный пакет со стороны компании.

- Вопросы эксплуатации, как и новые проекты часто связаны с эффективностью взаимодействия с поставщиками оборудования и систем. С кем Вы больше общаетесь?

В процессе эксплуатации с поставщиками, качественно выполнившими свою работу, в основном обмениваемся поздравительными открытками и связываемся в Интернете по праздникам. Но были и случаи, когда в ходе приемки АСУ ТП в каждом шкафу автоматики было выявлено более двухсот несоответствий требованиям и документации, с соответствующим длительным периодом приведения к норме. В таких случаях общаемся с собственниками компании и техническими, а не коммерческими, специалистами.

- Чего, на Ваш взгляд, не хватает отечественным интеграторам, чтобы лучше соответствовать требованиям заказчиков?

Персоналу – опыта работы в эксплуатации, менеджменту – понимания бизнес процессов заказчика.  И тем и другим – наличия и неукоснительного соблюдения стандартов своего предприятия во всех сферах от безопасности до охраны окружающей среды. 

- Интеграторы часто жалуются, что «заказчики сами не знают, что хотят». Кто, в конце концов, должен составлять «наиболее правильное и полное ТЗ»?

При составлении ТЗ обязательно активное участие и заказчика, и подрядчика. У нас ТЗ является неотъемлемой частью договора и имеет четкие критерии контроля, поэтому какие-либо жалобы на нечеткость исключены. Вместе с тем, если подрядчик выполнил десятки однотипных инсталляций на различных площадках, то это уже его степень честности и профессионализма – сразу указать на ошибки заказчика, а не надеяться на дополнительные работы по их исправлению.

- Говоря о стандартизации в разных аспектах, - как бы Вы поставили приоритетность этих вопросов для себя? Если брать за основу жизненный цикл системы АСУ ТП, что сегодня важнее стандартизировать на рынке - стандарты проектирования внедрения АСУ ТП (то же проектное управление), модульность в ПО, обмены между подсистемами,  стандарты обслуживания (если таковые существуют) и т.п.? И почему? 

Как ни странно, именно стандарты базовой функциональности АСУ ТП. Например – любой элемент мнемосхемы должен иметь понятное назначение, адекватное отображение  и возможность полноценно управляться в ручном режиме при соответствующем уровне доступа. В сложном технологическом процессе должна быть возможность отступить на один шаг назад и продолжить выполнение процесса, а не сливать весь продукт и начинать все заново. Если в неработающем цехе нужно поддерживать один ПИД регулятор,  то не вся система управления должна при этом работать и выдавать сотни ошибок. Далеко не все отечественные системные интеграторы искренне считают это необходимым. 

Существует понятие «функциональная грамотность», и опытный путешественник никогда не заблудится в современном аэропорту, благодаря развитой системе указателей и схем. То же должно быть и в системе АСУ ТП – человек, который понимает технологический процесс, должен быть в состоянии сесть за рабочее место оператора и, в идеале, сразу начать работать.

- В Вашем регионе много крупных предприятий с развитыми отделами АСУ ТП. Есть ли какие-либо обмены между специалистами и руководителями? И есть ли потребность в каких-либо подобных обменах?

Обмены построены на личных связях и в русскоязычном форуме АСУТП. Внутриотраслевой обмен опытом во многом утерян при переходе к рыночной экономике. Если АППАУ может помочь наладить обмен между профессионалами, как в регионе, так и в отрасли, это было бы замечательно.

Спасибо, Максим Николаевич! Удачи и процветания!

Комментарии: