Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

4 эксперта дали интервью по вопросам подготовки специалистов для АСУ ТП

В преддверии Круглого стола АППАУ «Подготовка и развитие специалистов для АСУ ТП: проблемы и решения», 24 сентября, мы провели опрос по данной тематике у ведущих специалистов отрасли.

Свои ответы любезно предоставили: Геннадий Кабальский, менеджер проектов ООО «Группа компаний «Техинсервис»; Владислав Лукьянчик, главный инженер ООО “ИПП ТРИАДА”; Сергей Батюк, технический директор компании ООО «Клинкманн Украина» и руководитель АСУ «Укрнафта» Роман Симец.

 

1. Является ли тема роста развития и подготовки кадров важной для Вашей организации? Какие основные вызовы вы видите в этой области?

Кабальский

Геннадий Кабальский:  Конечно же, является актуальной и важной. Основные вызовы состоят в том, что, реализуя проекты, удовлетворяющие требованиям Заказчика, неминуемо, объективно, возрастает количество запросов, и для поддержания качественной реализации проектов необходимы специалисты, которые могут обеспечить удовлетворение клиента. 

Лукьянчик-АППАУ  

Владислав Лукьянчик: Да, готовых специалистов сейчас найти очень трудно, а если они есть, то их стоимость намного превышает ожидания. Соответственно, тема подготовки кадров является важной для нас.

Батюк С.Г.-АППАУ   

Сергей Батюк: Компания Клинкманн-Украина  не является большой компанией, поэтому  у нас нет кадровой проблемы. На мой взгляд, даже для крупных и растущих компаний-дистрибуторов нет проблем с комплектацией службы технической поддержки квалифицированными специалистами, имеющими успешный реальный опыт работы в области автоматизации. Особенно это касается европейских компаний, предоставляющих техническим специалистам относительно высокий уровень прямой и косвенной оплаты труда.

Роман Симец: Да, тема важная. Подготовка инженера подразумевает подготовку специалиста с обостренным логическим мышлением, который добывает новые знания на базе имеющихся, а также умеет качественно использовать различные источники научной информации.

 

2. Если говорить о молодых специалистах, - каких навыков и знаний им, на Ваш взгляд, не хватает?

Геннадий Кабальский: На мой взгляд, специалисты нашей отрасли должны иметь достаточные знания во всех инженерных науках (гидравлика, теплотехника, химия (технология)). Но это вопрос общеобразовательный. Не всегда, этим наукам уделяется должное внимание в институтах и самими студентами. Если же говорить только о специальных навыках, то, опять же, по моему мнению, есть недостаток практической работы и понимания  целостности систем и процедуры создания АСУ от проекта до пуско-наладки.

Владислав Лукьянчик: Наша организация - инженерное предприятие, где работают и которому требуются люди не только с глубокими знаниями, но и с большим опытом практической деятельности. Назначение нашего предприятия - поиск, разработка и внедрение решений, которые обычно заказчик не может сделать собственными силами. Соответственно, делать это могут только специалисты, имеющие опыт работы на промышленных предприятиях, которые прошли специализированные обучения и тренинги у производителей оборудования и/или ПО, и получили опыт работы с этим оборудованием, обладающие хорошими базовыми знаниями в естественных науках (естествознании) и математике.

Таким образом, молодым специалистам, окончившим институт, для того чтобы работать у нас не хватает:

1. Знаний специфики производства в тех отраслях, в которых работает наша компания. Под спецификой понимается знание основных технологических процессов и знание организационной структуры предприятий.

2. Специализированных знаний техники, в которой молодой специалист себя позиционирует как специалист. Обычно такого вообще нет. Выпускник выходит специалистом на все руки. А нужна специализация!

3. Опыта и практики. Но это не обязательное требование при приеме на работу. Зачастую, когда работодатель спрашивает опыт работы - ему просто нужно понимать, какой специализацией уже обладает соискатель.

Сергей Батюк: Молодым специалистам всегда не хватало, не хватает сейчас, и всегда будет не хватать навыков практической работы с реальными промышленными объектами и реальными техническими проблемами. Но этот недостаток, как и молодость, быстро проходит. Кто хочет учиться, в том числе и на своих ошибках, тот быстро повышает свою квалификацию. «Дружественность к пользователю» современных средств автоматизации и, конечно же, Интернет снимают проблему отсутствия практических навыков у вчерашних студентов.

Роман Симец:  У меня целый ряд замечаний на эту тему:

1. Уклон надо делать на сетевые технологии IP

2. Сети, как транспорт

  • Знание и понимание функционирования основных типов сетевых структур, типов сетей, построение взаимодействия между ними.
  • Понимание и умение применять на практике знания о сетевых протоколах, без имплементации на конкретном производителе оборудования

3. ЦОД (как программно-аппаратная система централизованной консолидации данных, их обработки, предоставления отчетной информации и принятия стратегических решений)

  • С одной стороны универсализация, а с другой специализация в дальнейшем полностью избавят инженеров АСУТП от необходимости понимания принципов работы компьютерных ЦОДов как вычислительных мощностей. Этот ресурс предоставляется как инженерно-вычислительный сервис, а это избавляет от необходимости глубокого понимания его работы и позволяет сосредоточится на получении основных навыков.
  • Знание и понимание общих принципов работы SCADA-систем. Умение работать хотя бы в паре самых распространённых.
  • Обязательным должно быть обучение нескольким языкам высокоуровневого программирования (C#, Java) с акцентированием внимания на реализации интерфейсных приложений для Web.

4. Основы программирования  ПЛК (языки согласно  МЭК 61133-3).

5. Практические навыки по работе по обслуживанию радиоэлектронных устройств.

 

3. Если бы Вы вернулись на студенческую скамью, - какие курсы Вы бы ввели в процессе обучения? 

Геннадий Кабальский: В этом плане, думаю, мне повезло, на нашей кафедре автоматизации в Университете Пищевых Технологий всегда дисциплины содержали современные предметы и курсы. Не думаю, что нужны дополнительные отдельные курсы.  

Владислав Лукьянчик: Больше специализированного обучения. Работы "руками".

Сергей Батюк: Я думаю, вопрос не актуален, так как сейчас практически во всех ведущих технических вузах Украины читаются курсы по промышленной автоматизации в большом и достаточном объеме. Вопрос в том, на каком уровне эти курсы читаются? А это вопрос квалификации преподавателей, т.е. их зарплаты. Претендентов на квалифицированных преподавателей много, а зарплата преподавателей в Украине маленькая. Поэтому, если бы я вернулся на студенческую скамью, я бы даже требовал существенного повышения зарплаты преподавателей, работающих со мной. Иначе мои родители выбрасывают деньги на ветер, оплачивая мою учебу.

 

4. Какие курсы- услуги по переподготовке кадров для АСУ ТП будут затребованы, на Ваш взгляд, в ближайшие годы?

Геннадий Кабальский: Сложно сказать, мы, как правило, все обучение проводим у себя внутри компании, так сказать, адаптируем инженеров под свои стандарты проектирования и работы. Проводим ежегодные внутренние конференции. Кроме того, вендоры, с которыми мы работаем, периодически проводят курсы, презентации новинок. Но если бы появились курсы, которые могли бы предоставить некий срез новинок, тенденций в целом по рынку, какие-то объективные сравнительные анализы, думаю, это было бы интересно.

Владислав Лукьянчик: В том виде как стоит вопрос - никакие. Если мне нужна подготовка кадров - я отправляю людей на обучение к производителям оборудования/ПО. Другой вопрос, если производитель эти курсы организовывает на базе ВУЗов. Это другое дело. Но это могут себе позволить только те производители, которые занимают большую часть рынка Украины.

Хотя однажды я искал курсы обучения проектированию, так ничего и не нашел. Вот в этом направлении, возможно, можно поработать. 

Сергей Батюк: Вопросы переподготовки кадров важны и очень важны, но этой проблемы нет. Многие компании, как производители, так и дистрибуторы, проводят много платных и бесплатных тренингов для своих потенциальных заказчиков – их к этому толкает «невидимая рука» рынка. Рынок решил и постоянно успешно решает эту проблему. Поэтому технические компании в Украине должны продолжать делать то, что они успешно делают в течение 20 лет – проводить тренинги, семинары, вебинары (новая эффективная форм обучения в режиме «быстрого старта») и хендзоны (однодневные лабораторные работы по конкретным техническим задачам). Компания Клинкманн-Украина регулярно проводит семинары, вебинары, хендзоны и тренинги по промышленному программному обеспечению Wonderware ArchestrA и панельным программируемым контроллерам Unitronics OPLC.

Роман Симец: Думаю, что это будут курсы типа сетевого администрирования по аналогии академии Cisco. Сюда можно добавить администрирование Linux, а также установку и обслуживание оборудование во взрывоопасных зонах.

 

5. Какие Ваши ожидания от АППАУ в области подготовки кадров?

Геннадий Кабальский: Частично ответ в предыдущем вопросе. А также АППАУ поможет осуществить связь, доныне разорванную, между интеграторами в целом и ВУЗами.

Владислав Лукьянчик: Я хочу описать схему подготовки кадров, которая, на мой взгляд, вполне была бы востребованной. Ожидание от АППАУ - внедрение такой схемы в Украине.

Действующие лица: 

Студент - желает приобрести знания, с которыми его возьмут на работу. Готов оплачивать получение знаний.

Преподаватель - выполняет работу по обучению студентов, за которую ему платит  государство в лице ВУЗа. Но он также желает и имеет возможность дополнительного заработка.

Работодатель - желает получить готового специалиста, абсолютно ничего не вложив в его обучение. Желает найти дешевую рабочую силу.

Процесс:

Преподаватель заключает договор с Работодателем за низкую оплату труда выполнять работу за троих в течение длительного времени. Работодатель поручает выполнение работ Преподавателю. Преподаватель использует студентов для выполнения этой работы, вкладывая свой труд: объяснения, обучение, проверка качества работы, за который ему, собственно, и платит государство или студенты.

Результат:

Запросы каждого действующего лица удовлетворены.

Работодатель не тратит дополнительные ресурсы на разъяснения и обучения студентов на своем предприятии. Ему это не выгодно! У него есть человек (постоянный Преподаватель) выполняющий большой кусок работы за отдельную плату, и он все знает о его предприятии, его специфике.

Преподаватель выполняет свою работу качественно - обучает студентов актуальным работам, на живых объектах и имеет возможность дополнительного заработка. ВУЗ - дает актуальные качественные знания, опыт, специализацию. Его услуги на рынке обучения становятся более востребованными!

Студент получает необходимые знания для дальнейшего устройства на работу, знакомится с потенциальными работодателями еще в период обучения, может проявить себя и иметь гарантированное рабочее место после института.

Сергей Батюк: Единственная  проблема в нашей стране в области  технического образования – это, скажем так, возрастно-денежная проблема. Нет проблемы квалификации преподавателей, терпима и решаема проблема школьной подготовки студентов, даже проблема комплектации кафедр программно-техническими средствами успешно решается силами разработчиков и дистрибуторов, продвигающих на рынке автоматизации свои изделия. Есть одна проблема – деньги и государство. Старшие преподаватели выходят на пенсию, преподаватели среднего возраста к ней неотвратимо приближаются, а молодые люди не хотят связывать свою судьбу с преподавательской карьерой, так как низкая база преподавательской зарплаты. То, что в рыночных технических компаниях технические специалисты зарабатывают больше, чем  вузовские преподаватели, – это нормально, так во всем мире. Ненормально то, что преподаватели зарабатывают мало. Молодежь, работающая на кафедре, вынуждена дополнительно подрабатывать на стороне, а это означает, что дополнительные деньги фактически забирают у них и их студентов учебное время. Единственным решением является, конечно же, приватизация вузов, переход на реальные рыночные отношения в образовании, естественно, при существенной государственной поддержке ведущих вузов. Так во всем мире, почему у нас должно быть иначе? И роль АППАУ я вижу как просветительскую и лоббирующую. Это очень тяжелая задача, так как объектом просвещения и лоббирования должно быть государство, более того, наше государство! Выражаю надежду, что с просветительской ролью АППАУ справится.

 

Итак, мы видим по многим позициям совпадение взглядов, но также и отличия, а где-то даже противоречивые оценки . Отметим только, что все эксперты представляют собой «голос клиента» - это среда Интеграторов, Дистрибуторов и Конечных заказчиков. Эти мнения говорят, что тема подготовки кадров актуальная, и 24 сентября мы продолжим дискуссию уже с представителями ВУЗ-ов.

 

Дирекция АППАУ выражает благодарность всем коллегам, участвовавшим в интервью.

Комментарии: