Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

Движение 4.0: не сбиться с цели «Промышленность»

Накануне крупных конференций по 4.0 в сентябре-октябре самое время еще раз спокойно оценить пройденный путь, ближайшую перспективу и поставить «правильные» вопросы к участникам движения. Благо их становится все больше и уже есть с кем вести диалог.

Важность этих вопросов очевидна в силу разной степени зрелости участников движения, их разной ориентации – и посему не всегда совпадающих интересах. И роль конференций в этом контексте трудно переоценить, – именно там мы можем сделать следующий рывок – и в общем сознании, и в дальнейшем объединении, и в конкретных делах. В то же время, хорошие лидерские амбиции разных игроков могут сыграть плохую шутку – 4.0 остается настолько разнообразным и разновекторным,  что очень легко сбиться с цели. 

Где мы были – и где мы сейчас

С января по август мы проделали огромный путь. Не буду говорить о всем движении 4.0 – оно только создано, - имею ввиду нашу ассоциацию, АППАУ. 

В начальной точке в феврале-марте мы имели полное игнорирование большинством игроков рынка сути и смысла 4.0 – как фокуса на промышленности, изменения бизнес-моделей, роли ИТ, а также понимания того, что уже есть в промышленных АСУ ТП. Мы не знали каких-либо отечественных кейсов, успешных историй, а также сложно было понять, кто инноваторы и кто из них реально готов к 4.0.  Был виден сильнейший контраст с Европой и миром – начиная с легкого шока участников Hannover Messe (на фоне сплошного доминирования 4.0 с 2013 – в Украине все эти годы полная тишина), и заканчивая отсутствием каких бы то ни было инициатив по объединению в этом направлении. Мы также видели сильные рассогласования между ИТ и АСУТП по ряду позиций. Чего стоит заявление СЕО крупнейшей ИТ-компании, что «4.0 – это вовсе не об ИТ, а будущее за био и нано-технологиями». К этому можно также добавить преувеличенный фокус на стартапах – как только представители АСУ ТП увидели уровень этих стартапов (очень далекий от промышленных требований), - доверие отнюдь не выросло.

Сегодня мы имеем совершенно другую картину:

  • Мы ясно понимаем, кто инноваторы – ведущие ИТ-вендоры и разработчики, интеграторы АСУ ТП и крупные конечные заказчики. Под флагом 4.0 мы все начали реально притягиваться друг к другу и понимать, что сотрудничество необходимо. 
  • Мы также увидели много других стейкхолдеров – от брендов АСУТП (все еще выжидающих, но хотя бы на словах – поддерживающих) – и до правительственных структур.
  • Мы имеем первые кейсы и  успешные истории, которые могут озвучивать наши представители в лице Luxoft, Kaeser Kompressoren, АМКР, Process Engineering, Азов-контролз, Инфоком, IT-Enterprise и другие.
  • Появляются новые организаторы и новые игроки. Отрадно видеть организацию в Interpipe фестиваля Teсh Fest в сентябре, - хотя еще в мае на их же площадках в Днепре в дискуссиях о хай-тек не было ни одного их представителя. Также чрезвычайно приятно обнаружить мировых консалтеров в лице IDC – сколько раз мы их встречали в разных reports, но не знали, что они есть в Украине (вообщем - как и они не знали о нас :) ). Их Digital Transformation Forum будет ярким дополнением к крупнейшим ивентам 4.0 в этом году. А может и откроет совсем новую страницу в нашем движении.
  • Но самое главное - Хартия 4.0 объединила нас вокруг общих ценностей и целей, среди которых приоритет украинской промышленности и хай-тек секторов не вызывает сомнений.  Хартия также ясно обозначила роль ИТ-сектора – как бенчмарк в технологиях, так и бизнес-практиках. И вместе мы поставили под ней свои подписи, заложив тем самым основы национального движения 4.0.

Фокус на главном – первых инноваторах промышленности

Вместе с тем, мы увидели много новых вопросов  - ключевые из них на сегодняшний день сведены в нашей публикации «5 питань до експертної спільноти». От отсутствующего определения «хай-тек» (его нет и видение у всех – разное), непонятной позиции одного из главных стейкхолдеров – правительства, -  и до окончательного переосмысления роли и положения ИТ, - список этих вопросов, вероятно, не полный и  будет нарастать. И их нужно решать – иначе прогресса не будет.

А согласно теории и практики организации проектов, после формирования статутных положений (смыслы, цели, курс…)  должно штормить.  Разность интересов и взглядов должна выйти наружу и привести к конфликтам. Множество подобных объединительных движений – от политических, до гражданских – тому яркое подтверждение. Поэтому мы готовимся к шторму, и более того – наше предложение состоит в том, чтобы форсировать эти острые вопросы. Путем открытого, искреннего диалога.

Итак, в какой плоскости лежат эти вопросы? На фоне множества заявлений под флагом 4.0 – от поддержки стартапов и до создания национальных хай-тек офисов, - еще раз выскажем свое глубокое убеждение.  Без фокуса на наших промышленных инноваторах, - крупных и средних предприятиях, уже подошедших к технологиям 4.0, - не будет у нас никакого целостного и единого движения.  Только единство наших разработчиков - и не только ИТ (еще пром АСУ, технологи, машиностроители и др. хай-тек) с этими предприятиями-новаторами создаст естественную и прочную основу для национального движения, реально способного задать новый ритм и новые направления для развития нашей промышленности.

Вызовы инноваторов 

Если эта позиция принимается, то все инноваторы должны ясно осознавать свои, - точнее наши общие вызовы на этом этапе.  В нашем понимании они следующие:

1. Как вовлечь широкий круг промышленников – и с разных отраслей.

Быстрое вовлечение разных предприятий крайне необходимо на этом этапе. Помню удивление на грани разочарования Юрия Пивоварова, СЕО Ассоциации инновационного развития, когда мы вместе прорабатывали вопросы приглашений на круглый стол 5 июля. Отклик от промышленников был очень слабый –«не понимают они что это и зачем». Но это естественно - по нашему опыту положение с инновациями ИТ-АСУ в промышленности далеко не радужное, и эти вопросы стоят вовсе не на первых позициях в повестке приоритетов первых лиц.  

Позиция Украины в рейтинге мировых инноваций в 7-м десятке объясняется не только отсутствием необходимых макро-реформ. «Как вовлечь» или глубже «Как вывести роль инноваций на первые места в приоритетах СЕО» - типично маркетинговая задача. Однако мы понимаем, что в инновациях 4.0 речь не о маркетологах, а о настоящих лидерах- первых лицах. Только они способны вести диалог с директорами пром. предприятий о том, что их по-настоящему волнует.  И, честно говоря, слишком много свидетельств того, что во многих секторах эта задача не решается.

Самым ярким примером лидерства на сегодняшний день для нас является Надежда Васильева, СЕО "Microsoft-Украина" – как своей публичной позицией по отношению к 4.0, так и ориентацией всей команды на развитие национальной эко-системы, поддерживающей эти технологии. Директора с IT-Enterpise также задают правильное направление разговора – только через яркую демонстрацию вклада в экономические и финансовые показатели возникнет доверие к новым технологиям. Если этого нет, все это останется на уровне пустых разговоров.  

2. Форсировать проникновение на наш рынок существующих наработок и технологий, объединить их под флагом 4.0

В то же время, область, где действительно качественная орг. функция  маркетинга может сработать эффективно и быстро – это правильное позиционирование того, что давно уже есть. Мы не перестаем удивляться невзрачности позиций местных филиалов Siemens, Schneider Electric и многих других известных брендов, заявляющих до сих пор, что «4.0 – это далекое будущее» либо  «это просто мода», либо до сих пор не способных разобраться в сути новых концепций. Хотя большинство из них базируется на тех самых SMARTxxxx, которые появились еще 5-7 лет назад. В результате, имея львиную долю рынка  промышленных систем управления, они никак не ориентируют наших конечных заказчиков, никак не способствуют ускорению инноваций. На самом деле, разработчики как Luxoft и uMuni, интеграторы как Azov-controls, IT-Enterpise или машиностротели как Process Engineering или Kaeser Kompressoren ярко и убедительно показывают «будущее – рядом», его надо просто быстрее брать и осваивать. 

Почему это важно? – не демонстрируя эффект инноваций, не акцентируя на разнице 3.0 vs 4.0 мы никогда не докажем промышленникам, почему инновации должны быть на первых позициях в их инвестициях. А не последних – как сегодня.

3. Выравнивание (alignment) и релевантность. 

Эти качества чрезвычайно важны для всех новых, влиятельных игроков, которые становятся под флаг 4.0. В этом движении очень легко «потянуть одеяло», например в сторону  Smart City, или в развитие IТ-стартапов, или в закопаться в сами технологии, как биг дата и говорить о развитии IТ-кластеров. Главная критика АППАУ на все эти разговоры, столь популярные в IT и в правительственных кругах, была и остается в том же вопросе – «а где здесь наши промышленники, их ожидания, их проблемы?».  Если вы продолжаете рассказывать это все директору IТ-АСУ крупного мет. комбината, в ответ вы скорее всего услышите: «У меня сейчас внедряется ERP. Темп и напряженность в проекте такие, что просто некогда читать все ваши новости. О поездках в Киев вообще молчу. Ну и если вы говорите о 4.0, то я не понимаю о чем это и как это касается моих проблем. У меня уже есть прозрачные обмены ERP – АСУТП, внедряется BI, информация прозрачная для руководителей, установлено множестве KPI и т.д.» Он также скажет вам, что все инвестиции сегодня направлены на обновление основных фондов, и если он будет утверждать своему СЕО о приоритете ИТ, ссылаясь на западный опыт, то скорее всего услышит "подожди с этим -  есть другие приоритеты".  А также - что денег нет либо очень мало.

И как будет такой руководитель воспринимать разговоры о хай-тек офисах, развитии стартапов, необходимости ускорить инновации "взагалі" или о наших рейтингах IТ зарубежом?  Парадокс ситуации в том, что все понимают нерелевантность этих разговоров, но все их продолжают – потому, что нечего предложить взамен? Или потому что привыкли всегда сначала грузить "своим"? Между тем, масса вопросов цифровой трансформации – digital quality, predictive maintenance (analytics etc), доступности real time data, интеграции разных бизнес-процессов в цепочке ценности, изменения культуры взаимодействия и т.п. и именно в контексте проблем промышленного предприятия – ожидает своего часа. Сегодня об этом говорит очень мало игроков, хотя это и есть драйверы ценности в эпоху 4.0. 

Главная задача конференций – полноценный диалог

Итак, если эти вызовы принимаются – то главная задача, предстоящих конференций – это организовать полноценный диалог вокруг этих вызовов. Национальному движению 4.0 нужно услышать ясный голос промышленников, их реакцию и ожидания по отношению к 4.0. Нам всем нужно гораздо глубже понимать их барьеры и сомнения, и только понимая все это – вместе выстраивать перспективу их движения.  Собственная реклама – как бы мы ее не прятали в виде описаний технологий – продуктов или отдельных реализаций 4.0, - останется рекламой. Нужно ясно показывать, в чем сегодня проблемы заказчиков (в том числе и те, которые возможно они не осознают) и как новая технология может их решать -  завтра, конкретно, на наших примерах, в нашей действительности.

Но для того, что начать диалог – промышленники должны быть там. Поэтому первый и главный призыв АППАУ к игрокам рынка – максимально воздействуйте на своих клиентов, приглашайте их на ключевые события осени.  Что касается вендоров и интеграторов,  мы вместе с партнерами обеспечим вам максимальное  содействие как в участии, так и в докладах - дискуссиях. Приходите вместе со своими ключевыми заказчиками. Ведь сейчас - самое время закладывать правильные идеи на 2017. Других конференций по цифровой трансформации в этом году больше не будет. А это - основа 4.0.

Наши партнеры организуют конференции, которые реально нужны для того, чтобы быстрее и вместе выходить из той ситуации, в которой мы все оказались. Технологии 4.0 могут действительно нам всем помочь, но для этого нужно сотрудничество и ясный план движения. Давайте их вырабатывать вместе – путем диалога и в контексте ситуаций наших украинских предприятий.

 

ген. директор АППАУ Юрчак А.В.

Комментарии: