Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

Панельная дискуссия АППАУ – отчет с выставки EIA-2013

Накануне дискуссии, 24 апреля, на выставке EIA мы обработали полученные предварительные результаты опроса о критериях качества

Некоторые результаты нас удивили, некоторые не очень, но все это хотелось обсудить на панельной дискуссии, чтобы понять «картинку с качеством» полностью.

Итак, обо всем по порядку.

Предварительные итоги опроса

В «норме» - т.е. вполне ожидаемыми, оказались такие вещи, как: 

- Критерии качества услуг: на первых позициях – надежность оборудования, качество проектных и системных решений, соответствие ТЗ и сроки внедрения.

- Факторы влияния на качество: лидируют технологические и экономические вызовы, далее – внутренние стандарты предприятий.

- Рост ценового давления – «да» ответили 90% респондентов…

Все это неудивительно. А вот на фоне многих кризисных явлений и разговоров о деградации (кадры, уровень…) удивило другое:

- Большинство опрошенных (88%) ответили, что требования к качеству в Украине растут или не изменяются последние 5 лет. Только 12% считает, что они снижаются.

- Также 77% респондентов считают, что критерии качества при выборе поставщиков становятся жестче или не изменились

Вот как соотносится этот рост требований по качеству с ростом ценового давления нам и хотелось узнать от экспертов. 

Панельная дискуссия

В целом на мероприятие собралось около 25 человек. 3 эксперта, отвечающие на вопросы, представляли разные категории поставщиков. Геннадий Кабальский – ведущий проектный менеджер группы «Техинсервис», крупнейшей инжиниринговой компании в пищевой промышленности и инфраструктурных объектах, Сергей Батюк – технический директор «Клинкман – Украина» и Олег Михайлов – генеральный директор в ООО «Феникс Контакт»

На первые вопросы об оценке полученных предварительных результатов опроса, озвученных ведущим дискуссии Юрчаком Александром, все эксперты практически единогласно согласились. Далее разговор был о деталях и причинах – кратко пройдемся по основным вопросам.

Причиной №1 роста требований эксперты назвали рост образованности заказчиков. Сергей Батюк отметил, что большую часть среднего звена на предприятиях и среди других игроков составляют люди от 30 до 40 лет. Многие из них уже получили образование на современных средствах АСУ ТП при различных учебных центрах и, как результат, их видение уже сформировано крупными брендами современной техники промышленной автоматизации.

Геннадий Кабальский был не совсем согласен с оценкой «образованности» - да, заказчики стали более образованными, но не до такой степени, чтобы самостоятельно и грамотно составлять ТЗ. И хотя, с ними уже можно вести разговор о деталях, критерий цены у них находится на 1-м месте – по крайне мере в Украине.

Олег Михайлов подчеркнул, что практически все игроки рынка пребывают в динамичной среде, где потоки обменов и информации налажены между поставщиками, интеграторами и заказчиками, поэтому требования к системным решениям и качеству быстро выравниваются.

На вопрос об региональных отличиях («Техинсервис» работает по различным географическим зонам), Геннадий Кабальский подчеркнул, что в то время, как в Северной Африке доминируют критерии доступности и легкости восприятия, а в Украине и странах СНГ – ценовые критерии, в Восточной и Западной Европе главными являются критерии технического совершенства системы. 

Интересный вопрос из зала поставил Андрей Малицкий – директор дистрибуторской компании «Дивита»  - прозрачность цен поставщиков за последнее десятилетие стала намного больше, и интеграторы уже не могут прятать свою маржу в оборудование, выставляя при этом низкие цены на услуги. Как быть с этим и как держать, или даже повышать цены на инжиниринговые услуги?

Мнения по этому вопросу разделились. Сергей Батюк заявил, что в «Клинкман-Украина» цены для интегратора практически недоступны для конечного заказчика поэтому подобные ситуации у данного вендора случаются редко. Напротив, Геннадий Кабальский подтвердил, что подобные ситуации обращения заказчиков напрямую к поставщикам оборудования случаются все чаще. Это явный тренд. Поэтому интеграторы должны держать планку цен хороших услуг и без оглядки на маржу на оборудовании. Другая тактика – делать больше проектов, если маржа падает.

Олег Михайлов также подтвердил существование такой проблемы, уточнив, что это больше проблема интеграторов, чем вендоров. Однако в целом, «это рыночная проблема и, возможно, одна из задач Ассоциации», - сказал Олег Николаевич. Нужно поднимать статус инженеров и дать понять рынку, что интеллектуальный труд должен оцениваться по достоинству.

Где бизнес игроков:  разговор зашел о рынках сбыта – где интеграторы и вендоры делают свой бизнес? «Техинсервис» и находящиеся в зале другие крупные интеграторы («Геракс») заявили, что главным образом их рынки роста находятся зарубежом. При этом продажи самих вендоров идут в Украине – и «Клинкманн-Украина», и «Феникс контакт» подтвердили, что темпы роста их компаний в Украине значительно превышают средние темпы роста их брендов по Восточной Европе.

Коррупция и откаты: эксперты достаточно оптимистично смотрят на эти вопросы. По их общему мнению, коррупция есть только среди мелких - средних заказчиков или гос. предприятий. Среди остальных игроков эти явления не столько распространены, по крайней мере, роста не наблюдается и этого нет в отношениях с вендорами. Однако Олег Михайлов упомянул, что соблазн откатов по-прежнему присутствует среди дистрибуторов. И это острая проблема, так как продавцы дистрибуторов продают не оборудование, а «объемы откатов».

Куда дальше  развивать рынок (если заказчики и так уже признаны образованными)? Мнение Геннадия Кабальского – «Каждый вендор поддерживает свою группу. Однако они разрознены и конкурируют между собой. Задача АППАУ - объединять и показывать лучшие решения для всего рынка. Необходимо устанавливать общую планку качества и общие стандарты». Олег Михайлов подчеркнул, что развитию и образованию нет пределов. Он привел примеры своей компании по работе с ВУЗ-ами и подготовке кадров в Украине. «Феникс контакт» проводит большую работу в этом направлении, а также выпускает периодический журнал Update, фокусирующийся на образовательных аспектах. Сергей Батюк был уверен, что новое поколение менеджеров среднего звена на предприятиях само сформирует новые требования и новые стандарты – нужно просто их внимательно слушать.

Конечная дискуссия и обмены коснулись вопросов включения в АППАУ украинских производителей (выступил президент «Микрол»), улучшения обменов между различными игроками рынка (выступление А. Пупены из Университета пищевых технологий), улучшения взаимодействия с масс-медиа (журнал «Мир автоматизации»).

В завершение ведущий собрания Юрчак Александр призвал всех участников к активности и вступлению в АППАУ – сообща решать вопросы развития гораздо проще и эффективнее.

И пока мы ставим на этом точку – все услышанное требует осмысления. Но к разговору о качестве мы еще обязательно вернемся.

Фото-отчет панельной о дискуссии можно просмотреть здесь.

 

P.S. Всех, кто хочет присоединится к общеотраслевой дискуссии о качестве АСУ ТП – опрос АППАУ продолжается, это займет не более 10 минут.

Комментарии: