Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

Инновации – как ускорить

Тема инноваций запущена АППАУ в апреле месяце. Она открывается ІТ-форумом «It’s time to grow» 13 апреля, будет продолжение в виде большой дискуссии лидеров АСУ ТП на EIA-2016 и (надеемся) вовлечет посетителей Ганноверской выставки

в последнюю неделю апреля. Но вначале – постановочные вопросы.

Поскольку тема сложная, а статистики нет – будем пропускать это через призму личного опыта. Метод  рискованный, так как все очень субъективно, - но для начала разговора годится.

Прошлое – инновации, как главный фактор конкурентного преимущества бренда

В 90-ые западные бренды только входили на рынок, поэтому все было новым. Однако рынок быстро насыщался и вопрос дифференциации в середине 90-ых встал как по отношению к отечественным контроллерам, так и по отношению к другим направлениям – как PC based. Автор этих строк был представителем бренда Schneider Electric более 11 лет (а в роли клиента – еще 5 лет), поэтому далее больше мы будем вспоминать об инновациях от этого бренда. 

Несколько примечательных фактов с той эпохи:

  • 1995: одна из первых инсталляций в Украине полевой шины (Fipio) на Николаевском глиноземном заводе, на которой было несколько десятков  удаленных частотных преобразователей. Впервые мы показали эффект экономии кабельных соединений, монтажа, удобства управления и более полных контроля- диагностики.
  • 1996: запуск нового контроллера TSX Micro положил начало доминированию Schneider Electric в сахарной промышленности. В отличие от принятого на западе позиционирования как «лучшего для ОЕМ», мы просто упирали на лучшее соотношение «цена –качество-надежность». В течении 3-5 лет большинство ведущих системных интеграторов в пищевке перейдет на технику Telemecanique либо Modicon.
  • 1997: запуск клуба Schneider Automation с одноименным журналом. Этот формат взаимодействия с потребителями послужил установлению имиджа компании как идейного лидера. Хотя в то время таких терминов никто не применял, по факту это так и было. Идейное лидерство – это именно о публичной позиции эксперта и  законодателя мод. Журнал сыграл важную роль в битве против направления PC-based (Octagon Systems), где Украина (и не только Шнейдер) выиграли несколько лет по сравнению с Россией в принятии современных технологий PLC-SCADA как основного направления развития. Журнал играл не только образовательную роль, но одновременно служил целям лояльности – в нем публиковались лучшие интеграторы и конечные заказчики. Он переиздавался и в России, и многие заказчики в начале 2000-ых «доставали» руководство Шнейдер с требованиями продолжения еще долго после прекращения его выпусков.
  • 1999: запуск концепции Transparent Factory (позже – Transparent Ready) – большая кампания стартует (кстати, сразу в после-кризисный год) по применениям технологий встроенных веб-серверов с поддержкой Ethernet TCP/IP. Презентации, семинары, клубы, публикации, поставка 1-го веб-сервера в учебный центр НУХТ... Через пару лет мы увидим применения от разных интеграторов, а Украина – одна из лучших в Восточной Европе в этом направлении. Однако уже в те годы проявляется и более привычная технология на уровне SCADA. «Техинсервис» успешно пользуется удаленным веб-клиентом в приложениях Monitor Pro и «мониторит» таким образом свой завод в Болгарии. С тех пор удаленный мониторинг через веб входит в рабочие практики компании.
  • 2001-2004: другой опыт распространения инноваций приходит уже в новой моей роли ответственного за поддержку стран Центральной и Восточной Европы. Из Франции, сидя возле департаментов R&D, взгляд меняется – приходит более ясное и обостренное понимание важности быстрых и синхронных (по разным регионам) запусков новых продуктов. Практически ежегодно компания выпускает новые продукты - от имеющих стратегическое значение (Strategic or Major Launch) до небольших, тактических обновлений существующих линеек. Для руководства Schneider Automation – все это в числе главных KPI и все региональные руководители и продакт-менеджеры должны за них отвечать. Приходится «нажимать» на отстающих или нерадивых, но также мы проводим одно из первых во всей корпорации обучение по продуктовому менеджменту на региональном уровне. Уже тогда ясно, что технологии успешных запусков требуют других знаний, навыков и методик. Большинство продакт менеджеров этому не обучены. Проходит 2 волны обучений.
  • 2005: борьба за инновации и успешные запуски новых продуктов продолжается в Российской федерации.   Вернувшись «в поля», я обнаруживаю сильное отставание российских коллег от Европы – большинство продактов, даже имея всю информацию «с Центра» не спешит с подготовкой новых запусков. Продакты тянут с планированием, с переводами на русский, с проведением обучений интеграторов и т.д. После нескольких конфликтов с вовлечением руководства процессы выравниваются и ускоряются. 
  • 2006-2008: я перехожу в роль клиента Шнейдер, работаю в инжиниринге, но отношения складываются странно. Происходит частичный обрыв отношений и полный – информационных потоков. Доходит до смешного и грустного одновременно – на крупнейший форум Schneider Automation к своим бывшим сослуживцам во Франции я лечу за свой счет, частным образом. Просто для того, чтобы быть в курсе событий и инноваций. Украинский «Шнейдер» в упор не видит своих «бывших» - даже в роли клиентов. Главное для них «план продаж» и соответствие «своим правилам». Об инновациях, совместном продвижении и т.п. говорить в местном филиале просто не с кем. Позже приходит понимание, что речь не о персоналиях – подобное отношение ко всем «бывшим», то есть мы говорим о неком «корпоративном стандарте».

Настоящее – где же мировые инновации в Украине?

В АППАУ вопросам продуктовых инноваций в промышленных АСУ мы с 2012 года уделяли, возможно, не так много внимания.  Хотя если рассматривать АППАУ как дополнительный информационный канал для своих членов, мы всегда были открыты к сотрудничеству с брендами. Другое дело, что этой информации к нам так и не поступало. Например, большая дискуссия в соц сетях PLC vs DCS пару лет назад показала полное непонимание многими участниками рынка состояния современных DCS и их преимуществ. 

Оживление публичных дискуссий и другое понимание вопросов инноваций пришло после посещения Ганновера в 2014 году. Мировая площадка №1 новых технологий поразила разнообразием и уровнем инноваций, о большинстве из которых в Украине ничего не говорят. Либо говорят в очень узком кругу и настолько «тихо», что об этом мало кто знает. Тогда впервые мы подняли тему Industry 4.0 и так называемых «мега-трендов промышленной автоматизации» на наших семинарах в рамках выставки EIA. 

«Перехват» этой темы ИТ-сектором после ее анонса в Давосе, в январе 2016, пожалуй, лучше всего отражает нынешнюю позицию и положение наших ведущих брендов. По-видимому, они до сих пор считают свое положение устойчивым, а вопросы инноваций третьесортными по отношению к задачам развития бизнеса.  Можно называть много фактов на эту тему – как например, полное отсутствие наших ведущих брендов в крупных бизнес-тусовках и конференциях марта-апреля в Киеве. Можно их детализировать, но количество дополнительной критики вряд ли добавит конструктива в разговор. Мы также видели проблемы с восприятием инноваций на последнем Хакатоне в среде конечных заказчиков – то есть, вроде как бренд их демонстрирует, но заказчик почему-то не видит. 

Еще один звоночек – полный игнор брендами темы европейских стандартов. Снова же, вспоминая 90-ые, именно «Шнейдер Электрик» в те годы был инициатором массового продвижения стандартов программирования PLC MЭK 61131. Где сегодня этот бренд, как впрочем и другие, по отношению к многочисленным и столь нужным нашему рынку стандартам промышленных АСУ? От стандартов сетей и полевых шин, безопасности и эксплуатационной готовности, кибер-безопасности, интеграции АСУ, методик новых разработок и управления проектами и т.п. и т.д. – кто должен вещать обо всем этом рынку? Или же потребителям предлагается и далее пользоваться советскими или российскими ГОСТ-ами?  Ведь в Украине за последние 25 лет практически ничего в этой области не было сделано.

В то же время, все знают, что именно ведущие мировые бренды в своих (развитых) странах являются ключевыми участниками многих ассоциаций, сообществ и технических комитетов по стандартизации, устанавливающих эти стандарты на мировом уровне. Почему же столь разное отношение к ним в Украине?

Все вместе, это позволяет предположить, что темпы проникновения инноваций в области промышленных АСУ – низкие. По-нашему мнению, сегодня Украина отстает от России и других стран Восточной Европы. И это отставание нарастает. Его нельзя объяснить только уровнем инвестиций и малыми бюджетами. Сравнивая ситуацию с концом 90-ых – началом 2000-ых, по уровню инвестиций она вряд ли отличается. Но она кардинально отличается по уровню продвижения инноваций – по крайней мере у того же упомянутого бренда.

Будущее – в сотрудничестве, кооперации и… гражданской позиции

Однако хватит критики. Я более чем уверен, что большинство представителей ведущих брендов в Украине прекрасно понимают важность затронутых вопросов. И многие из них реально много делают, чтобы доносить до наших потребителей лучшее, что есть у них.  У многих есть классические внутренние барьеры – как бюрократия, нехватка ресурсов и рутина.

Но важно осознать, что одиночных попыток энтузиастов мало и общий уровень продвижения инноваций сегодня явно не соответствует ожиданиям потребителей.  Бренды должны кардинально пересмотреть свое отношение к темпам проникновения инноваций на нашем рынке. 

  • Во-первых, четко осознать, что ИТ-сектор в ряде случае несет не только возможности, но и угрозы. ИТ-компании - более динамичны по сути, в разы более активны в информационном поле, и поэтому сегодня их влияние на умы и мнения бизнес-сообществ и первых лиц на порядок больше, чем АСУ ТП. Заказчики это прекрасно видят – и тем более, что многие ведущие руководители крупных комбинатов вышли из ИТ. Если ведущие бренды пром АСУ не проснутся, то завтра все, что мы включаем под Industry 4.0 будет захвачено «чистыми» ІТ-брендами, их интеграторами и разработчиками. Эти процессы уже пошли и очень активно. 
  • Во-вторых, перестать рассматривать украинский рынок как «дойную корову» и все сводить к плану продаж. Такое высказывание может кого-то покоробить, но как иначе назвать позицию брендов по отношению к общим вопросам развития рынка – в которой сегодня доминируют исключительно краткосрочные, меркантильные интересы.
  • В-третьих, понять, что горизонтальное сотрудничество, кооперация и совместное продвижение новых тенденций и направлений – это путь, по которому сегодня идут все передовые сообщества. Нам нужны не только отдельные  красивые «хутора» под вывесками Siemens или Schneider, - нам нужны реально сильные горизонтальные комьюнити, работающие над общими проблемами образования рынка, подготовки кадров и установления новых стандартов. А также – более быстрых темпов инноваций. Я искренне рад, что в нашем сообществе есть такие энтузиасты своего дела как Александр Пупена из НУХТ или Максим Романов из АМКР, но ... где же бренды? Во всем, что  делают указанные товарищи - а это масса инициатив, причем публичных, это постоянное зондирование мировых трендов и поиск инноваций, в том числе в области продуктов - не видно даже намека на присутствие в Украине экспертов со среды вендоров.

Конечно, представленный взгляд можно назвать узким, так как он не учитывает роль и позиции других игроков – разработчиков АСУ, интеграторов, ВУЗ-ов и самих заказчиков. Многие из них инноваторы по своей природе и постоянно предлагают новые продукты и решения на своем уровне.

Большая дискуссия на тему инноваций состоится 19 апреля в 11:00 – приглашаем.

 

Юрчак А.В. ген. директор АППАУ

Комментарии: