Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

Как ликвидировать дефицит инженерных кадров

Программы, нацеленные на создание следующего поколения инженеров, гарантируют готовность новых талантов приступить к работе по мере выхода сегодняшних инженеров на пенсию.

Промышленный сектор экономики США пережил достаточно перемен и проблем в течение последних десятилетий. Однако на протяжении всего этого времени производители могли рассчитывать на постоянные поставки новых талантливых людей — особенно в технически-прикладном секторе — чтобы питать инновационные идеи и наращивать конкурентное преимущество. Однако сегодня это конкурентное преимущество находится в опасности.

Дефицит инженерных кадров — нехватка кадров или недостаток квалификации у персонала возникает, когда опытные работники уходят быстрее, чем присоединяются новые талантливые сотрудники — это одна из наиболее тяжелых проблем, с которыми сталкиваются сегодня производители. Данное явление не уникально для производственного сектора, но по мере того, как инженеры из поколения так называемого «Бэби Бума» начинают уходить на заслуженный отдых, это начинает всё сильнее сказываться на отрасли. Дальновидные организации сейчас работают над тем, чтобы быть уверенными, что следующее поколение инженеров получат необходимое обучение и подготовку.

Размер этой проблемы был в достаточной степени осознан в 2005 году, после того как Национальная ассоциация промышленников США (NAM) и компания Deloitte Consulting LLP опубликовали «Доклад о проблеме разрыва в квалификации 2005 — опрос работников американской промышленности». Оказалось, что 65% из более чем 800 учувствовавших в опросе производителей в той или иной степени испытывают нехватку инженеров и ученых (от «умеренной» до «острой»).

Похожие результаты были также получены в результате опроса, проведенного в 2007 году, компаниями Reed Research и Control Engineering. Мы просили производителей определить самую большую проблему, с которой им пришлось столкнуться за последние 12 месяцев. Оказалось, что «замена квалифицированных сотрудников» заняла четвертое место из семи. Однако, когда мы попросили тех же производителей определить свою самую большую проблему в ближайшие 5 лет, «замена квалифицированных сотрудников» переместилась на первое место.

«Основная проблема, насколько я вижу, состоит в том, что средства массовой информации постоянно фокусируют внимание на отрицательных сторонах временных увольнений и использования офф-шоринга в промышленности. Это запугивает выпускников, которые начинают искать альтернативные варианты работы, -говорит Грэхем Харрис (Graham Harris), президент компании Beckhoff Automation. – Когда вы в последний раз видели статью, подчеркивающую нехватку квалифицированных инженеров в определенных компаниях? Однако вы можете прочитать о необходимости увеличения количества виз H-1B, поскольку у нас не хватает выпускников технических специальностей. Что-то здесь не так». Возможно, еще более проблемным является вопрос восприятия американской системы образования. В том же опросе (Deloitte/NAM) ошеломляющее число (84%) респондентов заявило, что, по их мнению, школы K-12 неудовлетворительно готовят студентов к работе.

Никогда ранее вопрос мотивации следующего поколения талантливых инженеров не стоял так остро. И поэтому промышленности необходимо заниматься широкой поддержкой деятельности, направленной на воспитание следующего поколения инженеров.

Неудовлетворенность образованием увеличивается

obrazovanye

Спросите любого инженера в возрасте около 40 лет, как она или он впервые заинтересовались инженерной деятельностью, и, скорее всего, ответ «гонка космических вооружений» окажется в верхней части списка. В отличие от них современные молодые люди живут в мире, в котором космические станции летают вокруг Земли, мобильные роботы ездят по поверхности Марса, а игровые приставки на несколько порядков мощнее тех компьютеров, которые предыдущее поколение использовало для отправки человека на Луну.Такая ситуация создает интересную задачу и открывает удивительные возможности. Во время основного доклада на выставке ISA Expo в Хьюстоне, штат Техас, генеральный директор компании National Instruments Джеймс Тручард (James Truchard) говорил о нехватке таких «героев» сегодня. Он утверждал, что детям нужны образцы для подражания в области инженерной деятельности, чтобы перехватить их интерес и позволить ощутить волшебство в работе инженера.

Источник: Национальная ассоциация промышленников/Deloitte Consulting Доклад о нехватке инжинерных кадров 2005

cadry

Игрушка-конструктор Mindstorms фирмы «Лего» (справа вверху) запрограммированнный с использованием одной из версий LabView позволяет приобрести инженерный опыт работы с настоящими виртуальными инструментами.

Организации вроде канала Discovery в какой-то степени движутся в данном направлении. Популярность программ вроде Mythbusters и Build it Bigger безудержно растёт, и они привлекают внимание детей и взрослых. Однако ряд организаций используют более прямой подход.

Компания National Instruments обращается к чувству игры, которое так свойственно детям. С 1996 года компания работает совместно с Lego над созданием Mindstorms NXT. Это комбинация игрушки и технологии, которая дает ребенку возможность собрать и запрограммировать своего собственного интерактивного робота. Основной комплект состоит из набора сервомоторов и датчиков, «блока» NXT, который служит одновременно и источником питания, и мозгом робота, а также специальной версии графической среды программирования LabVIEW компании National Instruments. Программное обеспечение позволяет ребенку разрабатывать и загружать в робота сложные программы и наблюдать, как его творение оживает. Этот уникальный продукт служит связующим звеном между виртуальным и физическим мирами, предоставляя детям практический доступ к тем же инструментам, которые используются в лабораториях и на производственных предприятиях. Это порождает у детей чувство знакомства с технологиями по мере тренировки творческих способностей.

Около 5000 университетов в 120 различных странах уже ввели LabVIEW в программу обучения, однако, компания National Instruments понимает, что необходимо также привлечь внимание и более юных учащихся. «Сотрудничество с колледжами и университетами дает нам возможность помочь преподавателям перейти от лекционных занятий к практическим, – говорит Энди Белл (Andy Bell), менеджер по продукции для K-12 компании National Instruments. Во время нашего сотрудничества с компанией Lego, мы увидели возможность делать то же самое с еще более юной аудиторией… и делать это очень привлекательным и занимательным образом».

Чтобы помочь учителям воспользоваться преимуществами высоких технологий, компания National Instruments объединила усилия с Техасским Университетом, чтобы разработать учебный план с использованием Mindstorms. Цель этого проекта состоит в том, чтобы преподавать основные принципы науки, технологии, математики и инженерного искусства более привлекательным способом. В настоящее время 120 средних школ в Техасе готовы стать участниками пилотного проекта, а местные инженеры готовы помочь учителям и школьникам получить максимум знаний из этого опыта.

Скучать будет некогда

Похожее видение и страсть к обучению студентов и преподавателей наблюдается в компании SolidWorks, ведущем поставщике систем автоматизированного проектирования и разработки 3D устройств. Компания SolidWorks, программное обеспечение которой также широко используется в школах и университетах по всему миру, поощряет чувство общности и единства целей на сайте blogs.solidworks.com/teacher. На этом сайте есть 45-минутные уроки на базе ПО SolidWorks, предоставленные сотрудниками компании и преподавателями. «Наша цель убедить, что такие предметы как наука, математика и геометрия никогда не наскучат, если в классе используется SolidWorks»,- говорит Мария Планчард (Marie Planchard), директор по образованию компании SolidWorks.

Одним из возможных путей достижения данной цели является объединение усилий с The CAD Academy, организацией, состоящей из преподавателей, лидеров промышленности и поставщиков технологий, которая предлагает полную программу инженерной подготовки для учеников средней школы. По словам Алана Кокса (Alan Cox), менеджера по партнёрам The CAD Academy, материалы курса были созданы в основном на базе мультимедийного контента. Предлагая такие приложения как SolidWorks, для ознакомления с профессиональными инструментами, и информационного наполнения от канала Discovery, курсы компании The CAD Academy могут продемонстрировать «технику в действии» и показать карьеру инженера в интересном и увлекательном свете.

robot

Вне комнат школы некоммерческая общественная благотворительная организация FIRST («For Inspiration and Recognition of Science and Technology», «Ради вдохновения и признания науки и технологии») создаёт «мир, где почитаются наука и технология, и где молодые люди мечтают стать героями в науке и технике». Соревнования роботов, проводимые FIRST, позволяют командам школьников, создавшим своего робота, и их наставникам находить общие стороны и соревноваться в качестве своих разработок и в качествах своих характеров. Организации FIRST удалось привлечь активных участников из многих ведущих промышленных компаний, в том числе National Instruments, Automation Direct, Brooks Automation и Rockwell Automation. Университет Брандейса провёл исследование среди студентов, которые принимали участие в соревнованиях роботов FIRST. В соответствии со статистикой, приведённой на сайте www.USFIRST.org, участники в 10 раз более вероятно проходили практику сразу на первом курсе, в 3 раза более вероятно выбирали технические специальности в качестве основного предмета и в 4 раза более вероятно выбирали техническую карьеру после окончания обучения.

Основные задачи: следующие 5 лет

Работодатели полагают, что замена квалифицированного персонала будет главной проблемой в течение следующих 5 лет.

cadry-2

Внимание на элементы управления

Исследования показывают, что активное вовлечение и раннее ознакомление могут проложить дорогу к будущему успеху. Но образовательные программы с точки зрения автоматизации и управления все еще есть куда улучшать. «Сегодня большинство людей, называющих себя специалистами по управлению, скорее всего «свалились» в эту профессию, — говорит Пат Гоухин (Pat Gouhin), исполнительный директор ISA.

— Автоматизация, как правило, не является карьерной целью, и нам приходится объединять усилия промышленности для того, что бы заинтересовать людей автоматизацией и управлением техническими системами».

Для решения данной задачи, в июне 2007 года ISA объявила о создании формальной программы создания рабочей силы. Целью программы является создание новых отношений между университетами и, связывая факультеты университетов по всему миру, с корпоративными центрами исследования и разработки, создать новую учебную программу по автоматизации и расширить сертификационные программы.

Конечно, один из самых прямых путей к будущим студентам колледжей — это практики и программы по взаимодействию. Такие программы, как правило, перекрывают разрыв между теоретическим миром лекций и повседневным применением технологий на рабочем месте, и многие университеты и промышленные организации объединяются для продвижения данной идеи.

Например, Государственный университет Северной Каролины использует промышленную IT-систему 800xA Extended Automation компании ABB в своём новом здании площадью 8 кв. км., в котором находится тестовый биопроизводственнный центр. Центр Biomanufacturing Training and Education Center (BTEC) находится в городе Роли, в университетском кампусе Centennial в штате Северная Каролина. Каждый год он может подготавливать 2 тыс. студентов по наукам производства, промышленным исследованиям и современным принципам добросовестного производства.

Ещё один системный интегратор, который эффективно сводит образовательный и корпоративный миры, называется Control Station, разработчик Loop-Pro, набора программных модулей, созданных для упрощения настройки и управления контурами с ПИД-регуляторами, а также оптимизации производительности заводов. Версия Loop-Pro Academic включает в себя учебник, слайды презентаций, упражнения и даже рекомендуемую программу. Уроки проводятся на настоящем оборудовании и ставят перед студентами задачи, которые могут возникнуть на рабочем месте. На самом деле, представители Control Station утверждают, что производители используют приложение, как готовое решение для обучения своих сотрудников.

Даррен Гудлин (Darren Goodlin), технический менеджер одного из крупнейших пивоваренных заводов в Северной Америке, говорит, что его организация относится к обучению, как к необходимому постоянному процессу и использует продукты компаний наподобие Control Station для продвижения инновационного мышления среди своего персонала. «Одной из причин, почему нам так успешно удаётся привлекать и удерживать инженеров, является их заинтересованность не только в заработной плате, — говорит Гудлин. — Мы хотим, чтобы наши инженеры постоянно ставили перед собой интересные задачи и создавали среду, в которой набросок новых устройств по варке или розливу в бутылки, сделанный на салфетке, мог воплотиться в реальность».

Отношение к обучению в компании Гудлина столь серьёзное, что она даже открыла специальный инженерный колледж для создания сети внутренних и интеграторских программ, чтобы инженеры и остальные квалифицированные работники могли быть в курсе последних технологических новинок и управленческих моделей. «Инновации и верность качеству являются двигателем нашего бизнеса, — говорит Гудлин. – Постоянный образовательный процесс играет в этом огромную роль».

Другая программа от компании Phoenix Contact помогает смягчить переход от школьной скамьи к рабочему месту. Кроме предложений о прохождении практики, компания также разработала учебную программу, которая поможет инженерам использовать свои навыки в целях продаж или продвижения товаров.

Программа обучения компании Phoenix Contact также охватывает и аспирантские годы. На протяжении от 12 до 18 месяцев курса участники программы работают на разных участках компании — от сборки продукции в составе производственного отдела до встреч с клиентами на проводимых компанией информационных мероприятиях — для составления полного представления того, что требуется для создания нужных клиентам решений, в отличие от простой продажи продукции. В добавление к практическим занятиям практиканты также общаются с опытными сотрудниками, которые передают знания новому поколению.

Источник: www.controlengrussia.com

Комментарии: