Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

От 3.0 к 4.0 – разница, разрывы и вызовы

В предыдущей публикации «Индустрия 4.0 – кейсы и примеры» мы обрисовали картину движения на западе в виде первых кейсов и направлений развития. Где же мы находимся по отношению к этому? И в чем, в конце концов, разница между тем, что делают наши разработчики – интеграторы и технологиями 4.0?

Из всех примеров, указанных в упомянутой публикации следует, что 4.0 - это не столь уж далекое будущее. Это правда, что большинство мировых экспертов говорит о явном переходе промышленности на технологии 4.0 в течении 5-10 лет. Но отдельные элементы мы видим вокруг себя уже сейчас! Важно их замечать, развивать и вписывать в конкретные стратегии движения.

Согласно Accenture компании тратили  на IIoT более 20 млрд долларов уже в 2012. В 2020 году инвестиции в эту область оцениваются в 500 млрд долларов, а весь рынок к 2030 может составлять 15 триллионов.

Важно при  этом отметить, что украинский сектор IT также активно включен в эту гонку

  • Ведущие IT-компании уже работают для западных подрядчиков и клиентов по этим технологиям
  • Большинство IT-кластеров активно пропагандируют темы IoT и data science и выстраивают свои образовательные программы

Мы также имеем ряд наработок от интеграторов АСУ ТП, первых инноваторов заказчиков, о чем мы рассказывали в недавнем обзоре.

Но если  разворачивать этот, на самом деле огромный,  потенциал наших инноваторов в сторону украинской промышленности мы должны очень ясно представлять зоны разрывов и  отличий 3.0 (как эволюции традиционной промышленной автоматизации) от 4.0 (где происходит качественное  изменение управления и создание новых бизнес-моделей). 

1. Наличие цифровых данных – полных и  достоверных: если все становится Smart (Manufacturing, Machines, Devices, Grid, Logistic, Home…) и  затем эти Smart объекты начинают между собой сотрудничать, то мы должны ясно понимать, что основа основ – это умные полевые устройства. На наш взгляд, тема Smart devices явно недооценена и имеет недостаточное значение и роль в стратегиях инвестиций отечественной промышленности. Принцип Get digital – один из фундаментальных технологических столбов  4.0. Пока же мы видим явные перекосы в инвестициях промышленников - огромные суммы тратятся на ERP или технологическое оборудование, но полных и достоверных данных затем критически не хватает. 

2. Продвинутая аналитика: это еще одна область отставания и разрывов. На приземленном уровне это чаще всего проявляется в ситуациях, когда спрашиваешь директора департамента ИТ-АСУ: «Ну вот, у вас везде красивые картинки на мониторах, тех. процессы видны как на ладони. И что из этого?». Как правило, из уст директора кроме дежурной фразы о «лучшем контроле», ничего не выходит. То есть, директора не могут ясно объяснить, как внедрение современных АСУ ТП - ИТ влияет на ключевые финансово-экономические показатели. Как ОЕЕ, себестоимость, качество, производительность, энергоемкость и т.д.  Роль аналитики в этом – ключевая. У нас нет рыночных данных, как используются даже традиционные методы известные и интегрированные в готовые продукты на уровне АСУ ТП уже 10-20 лет, - как Statistical Process Control (SPC) или Advanced Process Control (APC). Допускаем, что мы отстаем и в этом от развитых стран. Тем более мы уверены, что до методов машинного обучения или предиктивных моделей производственники еще точно не дошли нигде в Украине. Между тем, именно эти новые и более продвинутые методы аналитики больших данных являются отличительной чертой 4.0.  Картинка ниже от Delloite демонстрирует ответы респондентов в США в 2015 году на вопрос об использовании методов аналитики – как видим, все указанные новые методы (идущие из области data science) еще внизу, но важно то, что они уже признаются и быстро движутся вверх

 

3. Новые методы разработки. Все новые методы в R&D, примеры которых приведены ранее (краудсоурсинг, протопипирование, виртуализация…) – одна из самых больших областей отставания украинских разработчиков. Возможно, только IT что-то уже применяет, будучи интегрированными в мировой рынок. Но это точно не касается остальных категорий наших разработчиков. Хотя в России это уже есть и для других секторов.  Будем рады ошибаться. При этом отметим, что некоторые другие методы 3.0 уже используются  многими нашими компаниями. Например, крупная инжиниринговая компания, член АППАУ использует Solidworks и 3D-моделирование в проектировании технологических объектов «под ключ». Но речь здесь не идет о единой базе данных КИПиА, АСУ ТП и машин-оборудования, что позволило бы моделировать и тестировать «виртуальный завод», как это указано в примерах выше. Между тем, подобные готовые, комплексные САПР-ы давно существуют на западных рынках, хотя и стоят они очень дорого.

4. «Картина мира» в реальном времени. Если полные, цифровые данные и продвинутая аналитика – это 2 первых кита 4.0, то, безусловно, 3-ий кит – это картина производства в реальном времени. То, что делают нынешние ERP (включая BI), имеет мало общего с полноценными и современными системами управления производствами в реальном времени (MES/MOM). MES-системы – это действительно «место встречи» ИТ и АСУТП, и подобных систем – современных и развитых, - практически нет в Украине. Наше отставание от Запада в этой области составляет лет 15-20, но мы также отстаем от всех соседних стран – России, Беларуси, Казахстана, которые внедряют подобные системы и в целом развивают культуру MES с середины 2000-х. Важно однако, что мы начали двигаться – известно о многих проектах MES в стадии разработок, а инноваторы в Украине, как АМКР атакуют этот уровень, используя одно из преимуществ технологий 4.0 – готовые международные стандарты и информационные модели (ISA 88, 95, ISO 22400).

5. Связь с потребителем. Здесь наиболее ярко проявляется организационный разрыв, типичный для большинства отечественных предприятий, где каждый департамент - это свое королевство. Однако главная причина, все же, в самом низком уровне маркетинга промышленных компаний – как правило, никаких  отлаженных систем сбора информации от потребителей, качественной конкурентной разведки и донесения  до разработки и производства ясных инсайтов о рыночной ситуации просто нет. В то же время, диджитал инструменты предлагают сегодня большой набор традиционных инструментов, как CRM, так и новых – как Marketing Automation, Voice of Customer (VoC) и др.  Тенденции 4.0 состоят в том, чтобы ускорить и максимально интегрировать информацию от потребителя в основные бизнес-процессы, включая сервис. И  другие рынки – как IT, банки, телеком и ритейл, - уже полным ходом осваивают эту интеграцию. Промышленникам есть чему у них поучиться – и даже в Украине.

Самые главные вещи

Однако все, что было сказано выше, касается технологий. Главные же разрывы у нас находятся на уровне бизнес-культуры -  уровня руководителей и собственников, их мышления и стратегий организаций, включая подходы к инвестициям и к интеллектуальной собственности. 

Отсюда следуют, как минимум, 3 важных вызова для наших инноваторов, участников движения 4.0: 

  1. Они должны изменить понимание первыми лицами и собственниками роли и значения диджитал технологий в стратегиях инвестиций. Сегодня технологии ИТ-АСУ воспринимаются просто как некий дополнительный атрибут главных производственных активов . «Ну, конечно, линия должна быть автоматизирована; ну конечно, нам нужен CRM (ERP). Но важнее нам обновить основные фонды – ведь их износ составляет 70% и выше. Поэтому все остальное может подождать», -  приблизительно так говорят директора ИТ-АСУ, повторяя слова своих боссов. Ущербность этой логики в том, что а) ждать можно долго, ведь денег нет – например, мы уже ждем MES лет 20+ и только-только начинаем, б) соглашаясь с ней, мы никогда не сделаем эти технологии самодостаточными наряду с «железом». И мы понимаем, что такой контекст разговора не идет ни в какое сравнение с мировым, где именно диджитал инструменты играют ключевую роль сегодня в создании конкурентных преимуществ.
  2. Нужен  фокус на изменении бизнес-моделей. Как мы уже неоднократно подчеркивали, суть «революционных» изменений от 3.0 к 4.0 проявляется в изменении бизнес-моделей компаний. IIoT и другие технологии 4.0 – не более, чем инструменты для того, чтобы умные люди, процессы, машины и сервисы сотрудничали между собой более эффективно. Практически каждый аналитический отчет говорит об этом и примеры мы показывали в прошлой публикации. Поэтому изначально мы должны говорить о зонах и драйверах ценности в промышленности, а не просто о технологиях.
  3. Нам нужна ясная стратегия движения.  Интересно было слушать на встрече АСУ – ИТ одного из лидеров ИТ рынка, который сказал, что нам нужно 1-2 года, чтобы измениться.  С нашими отсталыми позициями в промышленности и с учетом разрывов указанных выше, этого времени хватит, в лучшем случае, только для того, чтобы сформировать некий небольшой пул инноваторов. Но для того, чтобы реально создать хотя бы критическую массу среди промышленников  – 5-10 лет, это минимальный срок. И то в случае, если нам удастся быстро создать ясную стратегию и  приоритеты движения. Сейчас этого нет и большинство директоров ИТ-АСУ вообще не думает об этом. 

В таком свете, еще один вызов – а может и самый главный, -  состоит также в развитии культуры сотрудничества. Ведь общий  уровень бизнес-культуры большинства пром. предприятий находится на уровне 1.0-2.0, в обиходе именуемом «голодными играми». Типичные черты этой культуры выживания – жесткая конкурентная борьба - иногда и без правил, краткосрочное видение, игнорирование интересов других игроков и нежелание платить за интеллектуальный труд.

И все же шансы есть и они немалые. Потенциал ИТ-отрасли,  опыт и позиции ведущих ИТ-компаний, интеграторы АСУ ТП, передовые заказчики – это наши главные козыри в игре 4.0. Безусловно, многое зависит от реформ в государстве.

Но вероятно больше зависит от нас самих - от нашей сплоченности, умения и желания воспользоваться нашими козырями. 

Серьезный разговор на эту тему будет 28 июля, - присоединяйтесь.

 

Комментарии: