Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

Обслуживание в АСУ ТП: обзор публикаций и постановка вопросов. Часть 1

Как мы ранее сказали - голос заказчика пока слабо слышен в Украине. Клуб «Технический директор» скоро начнет менять эту ситуацию на рынке АСУ ТП.

Мы стартуем с 1-й и главной темы - какие стандарты и лучшие практики обслуживания - эксплуатации есть сегодня на предприятиях. Разбираться начнем с опроса наших заказчиков и партнеров (уже в работе), а также обзоров информации из открытых источников. Ниже мы публикуем обзор с открытых источников в интернете. Безусловно, эта работа не претендует на масштаб какого-либо глубокого исследования - хотя, на самом деле, здесь есть в чем разбираться. Мы рассматриваем ее скорее, как попытку увидеть большой спектр подходов и решений в этой области. Сначала важно расширить горизонты, - суживать будем потом. И главное - поставить в самом начале правильные акценты и вопросы :) Делаем попытку №1.

Тема обслуживания АСУ в рунет - еще не начинали?

Сразу скажем, что информации на тему «Обслуживание - эксплуатация АСУ ТП - лучшие практики» в рунет - укрнет совсем мало. Выделяются материалы корпорации «Галактика» о различных современных методах ТОиР, - но все они касаются вопросов обслуживания всего оборудования. Есть также отдельные источники, прямо ведущие на регламенты обслуживания программно-технических комплексов, - например, на сайте компании «Микроника». Более полно освещена под-тема, имеющая отношение к обслуживанию - это «полная стоимость владения». Здесь есть немало статей в открытых источниках, но поскольку это только элемент общей картины, то заострять внимание на этом мы сейчас не будем. Показательно и забавно одновременно, что на запрос «полная стоимость владения в АСУ ТП» в первую пятерку гугл входит информация вовсе не по АСУ, а по арматуре ) Даже если вы будете расширять поиски на актуальные проблемы эксплуатации АСУ ТП - информации крайне мало.  

Итак, делаем 1-ую важную констатацию фактов - подобной информации на русском языке мало, в том числе и от ведущих производителей средств автоматизации - лидеров рынка АСУ ТП. Что это может означать? Напротив, интересно, что гугл выдает в поиске услуги некоторых интеграторов - присутствует уже хорошо знакомая нам «Инсист-Автоматика», предлагающая услуги по обслуживанию АСУ ТП. 

От упоминаний  - к целостным моделям и стандартам

Не очень просто разобраться и в зарубежных англоязычных источниках. Из публикаций брендов АСУ на английском гугл чаще всего выдает на эту тему материалы АВВ. В основном они рассказывают о снижении операционных затрат на обслуживание и чаще всего эксперты АВВ подводят разговор к системе DCS 800хА. Жаль только, что фундаментального освещения проблемных вопросов обслуживания - и со ссылками на стандарты либо лучшие практики практически нет. Блоги и статьи других брендов также суживают разговор к одной платформе и какому-либо узкому вопросу - например, как чек-лист Rockwell о превентивном обслуживании своих же контроллеров и приводов.

Наиболее развернутое освещение вопроса maintenance management мы встретили в работе  - «Международные стандарты, лучшие практики и модели обслуживания». Сразу скажем, что как и другие источники, эта работа не специфицирует особо стандарты для АСУ ТП - речь идет об общих подходах к обслуживанию любого оборудования либо о «компьютеризованных системах по управлению обслуживанием» (computerized maintenance management system - CMMS) самых разных видов.  

Авторы этой работы демонстрируют глубокий академический подход, делая вначале обзор всех стандартов - лучших практик по обслуживанию-эксплуатации, и затем сужая разговор к системам управления. Итак, вот наиболее интересные, на наш взгляд, заключения:

- В мире сегодня существует более 30 различных стандартов общего управления, из них более 20 касаются компьютеризованных систем обслуживания. Первые - это наверняка знакомые читателю стандарты как ISO 9000 или Six Sigma, во вторую категорию попали также различные ISO, но также и специфические как SOAP, Prince 2 и CMMI.

- Из них авторы выделяют 7, имеющих непосредственное отношение к Эксплуатации и Обслуживанию (далее ЭиО) производств. Это - EFQM, ISO9001, TPM, ITIL, eTOM, CMMI и COBIT. Представлено краткое описание каждого стандарта.

- Отдельно анализируются стандарты в области информационно-коммуникационных технологий - в том числе, имеющие различные региональные привязки. И здесь автораы приходят к очень важному для АСУ заключению о взаимодействии систем - большинство стандартов должны учитывать 3 уровня интеграции CMMS:

  • Интеграция по жизненному циклу системы
  • Вертикальная интеграция - между системами разных уровней
  • Горизонтальная интеграция - между устройствами одного уровня.

- Дальнейшее изложение в этом документе достаточно сухо комментирует 3 стандарта. Но какие! ISO 18435 регламентирует правила «Промышленные системы управления: диагностика, тестирование и интеграция», ISO 15745 - «Фреймворк интеграции приложений», а ISO/IEC 62264 (также известный как ISA-95) - «Интеграцию систем управления предприятия».

- Помимо этих стандартов упоминаются другие - важные для задач интеграции систем управления - как OPC Foundation.

- Отдельно авторы делают обзор стандартов телекоммуникаций - там они свои, однако авторы анализируют и общие по промышленным сетям и протоколам.

- Анализируя различные подходы и решения, авторы приходят к заключению, что идеальной модели ЭиО не существует. Главные направления развития в этой области:

  • Лидерство в ЭиО
  • Более развитые организационные схемы
  • Достижение высокой производительности
  • Сокращение аварийных ситуаций и несчастных случаев
  • Улучшения в эффективности производств
  • Проверки в прибыльности инвестиций
  • Развитие мульти-дисциплинарных (multi-skilled) команд

- Среди техник и методов по управлению обслуживание авторы выделяют:  

  • Методы, относящиеся к экономическим и финансовым аспектам ЭиО
  • Техники по управлению персоналом ЭиО
  • Аналитические методы по жизненному циклу оборудования
  • Модели TPM и RCM
  • Модели симуляции и управления зап. частями
  • Применения теорий надежности и экспертных систем.

Авторы анализируют эти подходы с точки зрения эффективности и управления. Отмечают, что TPM и RCM являються наиболее упоминаемыми. Кстати, тему RCM - обслуживание, ориентированное на надежность,  очень хорошо освещает на русском языке корпорация «Галактика».

Продолжение следует... часть 2

 

Дискуссия на тему  «Обслуживание в АСУ ТП - лучшие практики» состоится- 17 июля в клубе «Технический директор», - регистрируйтесь.

Публикации по теме:

1. Клуб «Технічний директор» - шлях до розуміння та прискорення розвитку

2.  Что значит «вовлечение заказчиков»?

Комментарии: