Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

Обслуживание в АСУ ТП: обзор публикаций и постановка вопросов. Часть 2

Лидеры промышленных АСУ ориентируются на концепты ARC. Предыдущая работа демонстрирует подход от общего к частному, - от общих моделей управления к моделям ЭиО, в том числе и CMMS.

Напротив, интересно, что заявляет обо всем этом Automation Research Corporation  (ARC) - признанный мировой консалтинговый лидер в области АСУ ТП. 

Большинство концептов ARC имеют отношение к вопросам эксплуатации и обслуживания - и в этом их ценность. Что еще важно  - все мировые лидеры автоматизации в той или иной степени ориентируются на концепты и модели ARC. 

Наиболее цитируемыми в области  являются: 

1. OpX- Operational Excellence, - Операционное Совершенство. ОрХ - это высокоуровневый поход, который демонстрирует "рациональный процесс для достижения конкурентного преимущества". Он направляет предприятие на путь «Постоянно делать Правильные Вещи и Хорошо». ОрХ отражает принципы управленческого метода Six Sigma и является фундаментом , на котором базаруются и другие подходы и модели операционного совершенства. Ежегодно ARC проводит форумы по ОрХ, ниже рис. взят из относительно свежего отчета ARC по этой теме за 2012 г.

OpX-2012

2. Моделью, которая реализует идею интеграции ОрХ в области АСУ ТП является СММ - Collaborative Management Model. СММ реализует, обозначенные вначале этой статьи принципы интеграции по 3- уровням - жизненному циклу, вертикальной и горизонтальной интеграции. Этой концепции уже более 10 лет, и она успешно внедрена в ряде решений крупных брендов. Например, в Schneider Electric она еще в то время закладывалась в платформу как Transparent Ready. Сегодня более популярной становится Collaborative Value Network (CVN) - где фокус смещается на создание ценности в цепочках вокруг предприятия. Для обслуживания это может быть аутсоурсинг, например.

3. Важный концепт для управления активами - это АРМ, Asset Performance Management, - управление производительностью активов. АРМ фокусирует на лучших методах управления разнородными и сложными активами предприятия. 

ARC также ссылается на модель RCM для задач ЭиО. Однако, вникая в эти материалы, мы понимаем что ARC трактует вопросы обслуживания гораздо шире - чаще всего, речь идет даже не об оптимизации затрат на обслуживание или эксплуатационной готовности, а о вкладе АСУ ТП в результаты бизнеса и создание конкурентных преимуществ. 

Подробнее об этих и других концептах ARC см по этой ссылке

Выводы и  вопросы к обсуждению

В контексте дискуссии о необходимости введения современных стандартов на рынке промышленной автоматизации, тема «эксплуатации и обслуживания», безусловно, одна из центральных. Из этого обзора можно сделать следующие выводы о состоянии этой темы в мире:

  • Большинство требований к эксплуатации и обслуживанию АСУ ТП регламентируются мировыми и региональными стандартами, как ISO 18435, 15745, 62264 (он же ISA-95)
  • Концепты ARC могут быть полезными для выработки более полного и целостного взгляда не только на вопросы ЭиО, но также на роли и функции АСУ ТП по отношению к производственным результатам деятельности и бизнес-задачам высокого уровня, как создание конкурентных преимуществ.
  • Эти темы активно развиваются и дискутируются в развитых странах. Напротив, отсутствие публикаций в интернет может говорить о том, что эта тематика находится в стадии начального развития в странах СНГ.

К сообществу и игрокам рынка соответственно возникают следующие вопросы:

  1. Если и в теме обслуживания АСУ ТП есть свои стандарты на мировом уровне, то что собой представляют наши стандарты? Как они синхронизированы с мировыми, и происходит ли развитие в этой области? 
  2. Что и как у нас развивается в АСУ ТП из главных направлений обслуживания - превентивного и предиктивного? В частности, есть ли примеры применения RCM той же корпорацией «Галактика» (и другими игроками?) в области АСУ ТП?
  3. В рунет тема обслуживания АСУ ТП практически не представлена крупными брендам - вендорами. Почему - им это неважно? Это при том, что информации на английском - море, в том числе и специализированных отчетов ARC по отошению к решениям крупных мировых брендов. Как в таком случае, они хотят говорить с заказчиками на «одном языке»?
  4. Почему так мало информации от ведущих системных интеграторов по услугам обслуживания? Ведь кто-то, а они уж точно предоставляют эти услуги на аутсоурсинге - и уже давно. Слабый маркетинг или…?

Надеемся, что дискуссия на эту тему начнется на наших площадках в соц. сетях и на сайте. Мы ждем также первых отзывов от наших заказчиков и партнеров. 

А первые итоги и живая дискуссия будет на клубе АППАУ "Технический директор", 17 июля - регистрируйтесь.

Ген. директор АППАУ Юрчак А.В.

 

Публикации по теме:

1. Обслуживание в АСУ ТП: обзор публикаций и постановка вопросов. Часть 1

2. Клуб «Технічний директор» - шлях до розуміння та прискорення розвитку


Комментарии: