Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

Технологический инжиниринг + АСУ = вы вне конкуренции

Имена брендов и уникальность решений крупных западных инжиниринговых фирм - как Mannesmann, Danieli, Air Liquid, Linde, Fluor и подобных - хорошо известны в промышленности Украины и стран СНГ. В своих сегментах рынка эти компании считаются мировыми лидерами, и у заказчиков даже вопроса не возникает сравнивать их с нашими компаниями.

Обороты инжиниринговых компаний также не сравнимы с оборотами, например, системных интеграторов или других инженерных категорий. Это игроки в разных весовых категориях. Однако, сравнения между этими категориями (а также западными и отечественными) еще нет и по той причине, что технологический инжиниринг автоматически подразумевает и поставку технологического оборудования, много из которого наши производители не делают, либо оно не конкурентоспособно. Итак, давайте разберемся немного - почему технологический инжиниринг столь популярный, и где здесь место промышленной автоматизации. А главное - есть ли наши отечественные подобные компании, что о них известно, и какие вызовы стоят перед ними.

Технологический инжиниринг - почему это более выгодно заказчику

Классически, под комплексным технологическим инжинирингом подразумевают набор услуг и компетенций компании по реализации 3 главных компонентов EPC

  • E (Engineering) - проектирование
  • Р (Procurement) - поставка технологического оборудования (своего и-или чужого)
  • С (Construction) - строительство. 

Отдельно есть EPCM - где СМ означает Construction Management, - управление строительством. То есть, компания-генподрядчик может управлять всем строительством, не имея у себя самого строительного подразделения.

Сочетание  этих функций в одной компании дает заказчику ясный сигнал - компания может строить объекты «под ключ» - линии, цеха и целые заводы.  Но речь не только об избавлении от головной боли с массой проблем строительства, запуска в эксплуатацию и т.п. Главное - это обеспечение необходимых производственных и бизнес-метрик - по производительности, качеству, объемам, гибкости производства и т.д. Именно поэтому игроки рынка инжиниринга имеют узкую привязку к своим отраслям - ясно, что технологии в атомной энергетике, металлургии, сахарной или цементной промышленности разные, и здесь нужна специализация. 

Исследования многих компаний - в том числе в Украине, ясно показывают, что ключевой компетенцией среди этих 3-х компонентов является (технологическое) проектирование.  Автоматизация идет уже затем и в рамках реализации технологического проекта. 

Украинский инжиниринг

Поиск в гугл по запросу «украинский инжиниринг» практически ничего внятного не дает - в отличие от запроса «российский инжиниринг» (об этом ниже). Впечатление - что его нет. Можно только посетовать на то, как наши фирмы создают свои сайты, и роль в них ключевых слов. Тем не менее, специалистам по отраслям хорошо известны крупные бренды как: НПО им. Фрунзе (нефтегаз), НКМЗ (горно-металлургический комплекс), группа «Техинсервис» (пищевая промышленность) и другие. Эти компании в полной мере отвечают критериям ЕРС, хотя выраженных в разной степени у каждого. 

Кратко рассмотрим реализацию и развитие этих функций на примере производственной группы «Техинсервис» - члена АППАУ. Группа - классический пример нового поколения украинского инжиниринга, рожденного в середине 90-ых годов. Начав как проектное бюро в сахарной промышленности, сегодня - это мощная группа, имеющая собственные компетенции и активы в машиностроении, технологическом проектировании, промышленной автоматизации и строительстве. Таким образом, «Техинсервис» может строить объекты «под ключ», и реально это делает в пищевой промышленности (несколько видов), производстве строительных материалов, химии, энергетике и других.  Группа  - экспортер, реализующий свои услуги в десятке разных стран мира - география от Алжира до РФ.

Некоторые игроки рынка АСУ до сих пор называют «Техинсервис» «системным интегратором» - так пошло с легкой руки вендоров. Однако это неверно во всех смыслах - в том числе и с точки зрения самих поставщиков АСУ.  Подобные компании - это «тяжеловесы», это совершенно другая добавленная ценность для заказчика и поэтому здесь просто нечего сравнивать. Показательный пример, когда в начале 2000-ых «Техинсервис» шел на российском рынке сахарной промышленности по следам другого украинского интегратора и просто выбрасывал все их системы АСУ, ставя свои - но вместе с новым технологическим оборудованием.  Эти примеры иллюстрируют также эволюцию заказчиков - как только появляются инвестиции, заказчики понимают, что лучше брать новую и комплексную технологию, чем автоматизировать что-либо старое. Другое дело, что в отдельных случаях - и где речь не идет о комплексном технологическом инжиниринге, - фирмы как «Техинсервис» могут выступать просто подрядчиками по автоматизации, то есть системными интеграторами. Для этого в 2014 году, группа выделила в отдельное подразделение свой департамент по автоматизации - сегодня это отдельное юр. лицо «Техинсервис Интеллидженс». Уже в этой роли компания быстро вышла на рынок АСУ инфраструктурных объектов и управления зданиями.

Подобная реструктуризация - правильное и очевидное решение для крупных компаний.  В свое время такие решения надо было делать «монстрам», как НПО им. Фрунзе. Обладая огромными человеческими ресурсами и компетенциями по всем направлениям ЕРС (часто - уникальными), включая и автоматизацию, предприятие не сумело выйти на новый уровень конкурентоспособности. Хотя все возможности и предпосылки для этого были - от нового позиционирования и признания у себя роли инжиниринга как важнейшей в своем доходе,  так и до децентрализации и отпускания отдельных подрзаделений в "свободное плавание". Сегодня  эти кадры улучшают конкурентоспособность других фирм и многих стран мира.

Российский инжиниринг

Российский инжиниринг представлен в информационном пространстве гораздо лучше - в разы. На наш взгляд, это говорит, прежде всего, о размерах инвестиций и, соответственно, росте количества игроков. Очень похоже на то, что этот рынок взлетел в 2000-ых, и поэтому информации по нему очень много.  Хороший обзор состояния российского инжиниринга делает Мишин С.А. в работе «Инжиниринг. Россия. 2012». Есть обзор мировых инжиниринговых фирм на русском, включая даже информацию о номинациях в этой области в РФ среди местных игроков(!).  

Хотя забавно, что путаница «кто есть кто в инжиниринге» продолжается - например, на этом сайте вы можете встретить среди крупнейших инжиниринговых фирм и Schneider Electric. Шнейдер никогда таковым не был - и тем более в России, - но что не мешает ему делать хороший маркетинг :).  Напротив, если говорить о других брендах, то роль ген. подрядчиков по автоматизации  и даже инжиниринга часто берут на себя в мире такие известные бренды как Siemens, Honeywell, Emerson, Yokogawa, АВВ, Rockwell Automation. Однако важно отметить тот факт, что во всех указанных работах начинает фигурировать целый ряд российских инжиниринговых компаний - их стремительный рост за прошлое десятилетие не вызывает сомнений. И, что бы мы не говорили о монополизации отдельных секторов экономики и прочих перегибах, - в целом для российского инжиниринга это безусловный прогресс.

Автоматизация - как драйвер экономического развития

Из этих примеров, мы видим, что ситуация с определением своего позиционирования и самими названиями категорий игроков важна. Как в целом - для того, чтобы вас быстрее находили те, кому вы нужны, так и в конкретных случаях - для того, чтобы демонстрировать ваши ключевые компетенции и убеждать заказчиков. Например, компания с компетенциями комплексного технологического инжиниринга (как тот же «Техинсервис») может уверенно гарантировать по технологическому переделу сахарного завода показатели производительности, качества и потребления энергоресурсов и сырья. Просто «системный интегратор» это вряд ли сможет - есть много вещей, на которые ему тяжело влиять.

Все же, и если уходить в область автоматизации, то категорий может быть больше. Отличную сегментацию игроков дает компания Maverick в своей брошюре «Aligning Business and Automation Strategy». Автор, Пол Галецки (Paul Galeski) подчеркивает лидирующую роль автоматизации в производственной стратегии предприятия. Рассматривая подходы к модернизации производств, он отмечает «лоскутный» и, по-сути, ущербный характер внедрения разнородных проектов - без целостного долгосрочного видения роли и места АСУ в бизнес-метриках предприятия. «Возможно, ранее ваша компания смотрела на автоматизацию как на серию автономных проектов», - пишет Пол. «Однако этот подход не позволяет достичь лучшего возврата инвестиций, так как вы не видите картины по всем проектам целом и не можете оптимизировать все затраты… Предприятия должны изменить свое мышление и рассматривать автоматизацию как ключевой элемент своих бизнес-стратегий - этот подход противоположный существующему положению вещей с автономными проектами. » Пол приводит много аргументов и фактов, почему автоматизация является драйвером экономики США, почему нужно быстрее переходить на методики правильного расчета ROI и TCO (общая стоимость владения), а не рассматривать исключительно цену проекта. Подобные аргументы о ключевой роли автоматизации в улучшении бизнес-метрик предприятия - очень распространены в США и Европе. Например, на тех же конференциях CSIA экономическая часть всегда предшествует технической - люди пытаются разобраться в экономике и оттуда движутся к технике. Подобный подход мы впервые применим в Украине на нашем форуме лидеров АСУ,19 февраля.

Однако наиболее интересным в упомянутом документе нам показалась сегментация игроков рынка автоматизации И инжиниринга.  Maverick убедительно говорит, что в разработке и реализации долгосрочной стратегии предприятия ключевая роль должна принадлежать категории Поставщиков (полных) Решений по Автоматизации (Automation Solution Provider). При этом он четко различает  категорию АSP от категорий инжиниринговых компаний (т.е. все о чем мы говорили выше, но без компетенций по автоматизации) и классического системного интегратора (только автоматизация - без технологического инжиниринга).

 Приводим ее полностью в оригинале.

engenering-asutp

Ясно, что наилучшая добавленная ценность  находится в зонах с High (высоким) уровнем. Это градация - четкий сигнал заказчикам, на кого они должны ориентироваться, если они реально хотят строить долгосрочные стратегии автоматизации с лучшими показателями бизнеса.

Выводы и вопросы для дискуссии

Итак, подытожим.  Из вышесказанного ясно следует, что

  • Вопрос разработки и управления полными стратегиями по автоматизации остается дискуссионным . Ведь практически очевидно, что далеко не каждая инжиниринговая компания в состоянии предложить заказчику что-либо целостное, современное и в масштабах всего предприятия. И, особенно, когда речь идет об интеграции АСУ ТП с АСУ предприятия. Это всегда оставляет место для  новых категорий игроков (как ASP), которых компании как Maverick ставят выше технологического инжиниринга.  Проще говоря - системным интеграторам есть куда расти даже не обладая дорогими активами в машиностроении.
  • Однако ясно, что категория «Технологический инжиниринг + Автоматизация» идет вне конкуренции - явно или не явно, заказчики это уже давно понимают. Сегодня это - формула успеха, и кто это понял в начале 2000-ых, сейчас пожинают лавры победителей.
  • В Украине есть мощные инжиниринговые компании с компетенциями АСУ  - как нового поколения, так и те, кто вышел из бывших советских машиностроительных заводов, конструкторских бюро и проектных институтов.  Однако их позиционирование и представленность в информационном пространстве оставляет желать лучшего. Наше отставание от россиян связано, прежде всего, с низким уровнем инвестиций в Украине в последнее десятилетие. Но также и со стратегиями фирм - многие до сих пор не осознали, где зоны наибольшей добавленной ценности, и как нужно ими управлять. В частности, мы практически ничего не сказали в этой статье о проектном управлении, - а это одна из ключевых компетенций - что в общем инжиниринге, что в автоматизации.
  • Те фирмы, которые уже развили у себя компетенции инжиниринга и автоматизации должны смотреть дальше, шире и, по-сути, вести заказчика за собой. В частности (см таблицу выше):
  1. Образовывать и просвещать рынок и своих заказчиков по поводу важности правильного расчета ROI и TCO. Но прежде всего  - о системе критериев в оценках и выборе инжиниринговых фирм, а также о том, чем они отличаются от обычных системных интеграторов. 
  2. Более ясно и ярко доводить до рынка аргументы, как их решения влияют на финальные показатели производств и какое место в этом занимает автоматизация.
  3. Начинать разговор с заказчиками - там где они готовы к этому, - о комплексных стратегиях автоматизации предприятия.
  4. Предлагать услуги по развитию и поддержке после окончания очередного проекта -  и в рамках долгосрочной стратегии предприятия.
  • Вышеуказання сегментация игроков будет полезной и для брендов. В конце концов, сколько можно включать всех под пресловутую «системную интеграцию»? Ведь очевидно, что добавленная ценность разная у разных игроков - значит и ваши подходы - условия должны быть разными.

И в заключение - в контексте последних мест Украины в мировых рейтингах конкурентоспособности экономики, потребления энергоресурсов, продуктивности труда и т.п. и т.д. - есть вопросы о роли и вкладе наших инжиниринговых компаний в изменение этой печальной ситуации. Не пора ли громче о себе заявлять и ярче демонстрировать свой уровень? 

Какое Ваше мнение по этим выводам и другим затронутым вопросам? Присоединяйтесь к нашим дискуссиям в соц. сетях. И также - не забывайте о возможности прояснить эти вопросы в живых дискуссиях на Форуме лидеров 19 февраля - регистрация продолжается.

 

Подобная информация по этой теме на сайте АППАУ:

- Сертификация инжиниринговой компании по критерям CSIA

- Владимир Моренко: от лидерства в России - к лидерству на мировых рынках

- Чего хотят заказчики, и как их удовлетворить

 

Комментарии: