Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

Развивать Нельзя Деградировать

Известный трюк: в зависимости от того, где вы поставите точку в предложении, меняется смысл. Итак: «Развивать нельзя. Деградировать» или «Развивать. Нельзя деградировать» ?

Для АППАУ «вопрос о точке»  давно решен – развитие является нашим ключевым приоритетом.  В отличие от других ассоциаций, где на 1-м месте стоят вопросы лоббирования интересов, в АППАУ первым номером идет развитие. Почему?

Просто потому, что к счастью или к сожалению игрокам рынка промышленной автоматизации не от кого защищаться – кроме как от самих себя.  В других отраслях главной угрозой развития рынка выступает государство – этот мощный регулятор рыночной среды часто «регулирует» так, что игрокам другого выхода не остается, как защищать право на свое собственное существование. И общими усилиями, так как шансов на успех в этом случае больше. 

В автоматизации все обстоит по-другому – спрос на решения будет всегда. Более того, во многих отраслях промышленности и инфраструктуры этот спрос будет повышаться – драйверами выступают не только традиционные критерии качества или производительности. Налицо также новые: энергосбережение, предотвращение техногенных рисков, улучшение общего контроля и  управляемости и другие. 

Отсутствие общей угрозы демотивирует игроков к объединению. С другой стороны, не является ли это отличным предлогом, чтобы самим развивать свои стандарты? И без всякого вмешательства «свыше»? 

На самом деле вопросы риторические – каждый опытный  руководитель прекрасно видит, куда движется любая отрасль и в целом общество без целей развития. Полная деградация – начиная с дорог, подъездов, экологии, качества продуктов, уровня образования и заканчивая культурой в транспорте– кто составляет этот сценарий для нашего будущего? Какое развитие и какие проф. стандарты в любой отрасли сулят нам тотальная коррупция и тотальный выезд молодежи?

Вот свежий пример об уровне нашего «развития». Нам говорят, что стандарты качества в пищевой промышленности значительно улучшились за последние 10 лет. В феврале пресса сообщает, что 80% маркировки пищевых продуктов соответствует стандартам ЕС. Практически в то же время и ту же цифру озвучил Госкомстат – но с совершенно противоположным знаком, - «80% производителей пищевых продуктов обманывают людей – качество их продуктов не соответствует заявленому». В мясе нет мяса, в молоке нет молока: одна соя в лучшем случае – пишут  журналисты.

 

Развитие – кого, куда, и как?

Итак, выше мы, по-сути, ответили на вопрос «зачем развиваться». В этой стране и в этих условиях. Проще говоря, - если не развиваться, нам грозит деградация. Ее степень и скорость нарастания – это просто вопрос времени. И никакие технократические – технологические решения здесь не помогут. Речь идет о существенном влиянии на комплексное развитие сложных кластерных структур, где вопросы людей (подготовки кадров), стандартов качества, технологий, интеграции продуктов и услуг, конкуренции (в том числе с другими странами) – тесно переплетены. 

Однако остаются вопросы «кого, куда и как развивать?» . Непростые вопросы – особенно в нашей ситуации, когда ассоциация только-только поднимается.

Тем не менее, пора искать ответы.

 

«Кого развивать» - лидеров рынка  и тех, кто хочет развиваться

Это правда, что многие отраслевые лидеры и так уже на высоком уровне и не нуждаются в дополнительном стимуле для развития. Однако без среды, без подобных себе, без общих дискуссий с коллегами – будет ли это развитие столь же динамичным, постоянным и результативным? 

Другая правда в том, что наше славянское лидерство зачастую базируется на человеском факторе – действительно талантливых людях, которые согласны работать  без выходных и умеют  получать результат в авральных условиях.

И в целом, мы пока не говорим о такой степени интеграции в мировое сообщество передовых стран, где национальная среда перестает играть какую то важную роль.  По этому пути пошли  уже многие ИТ-шники– для компаний таких как Terrasoft или Eleks Software многие отечественные рынки просто неинтересны, их штаб-квартиры находятся в других странах, а с гос.сектором они напрочь отказываются работать. 

На рынке АСУ ТП также многие сегодня предпочитают работать зарубежом  - яркий пример, это «Группа Техинсервис», реализующая многие свои проекты в Восточной Европе, России и еще дальше. Однако в целом, таких игроков в АСУ ТП мало,  и они требуют следующего витка развития.

Итак, мы определяем 3 категории игроков, которые могут определять планку развития:

  • уже лидеры:  им нужны новые рубежи и другая среда, стимулирующая развитие
  • претендующие на лидерство: им нужно доказывать свой уровень перед заказчиками; и они прекрасно понимают, что конкуренция на откатах – это путь в никуда
  • те, кто хочет развиваться: таких много и в самых разных категориях – от отдельных специалистов до кафедр ВУЗ-ов.

 

«Куда развивать»  - к стандартам развитых стран

Несмотря на всю очевидность этого ответа,  здесь много открытых вопросов. Что такое эти «стандарты» в АСУ ТП? Например, возьмем традиционную западную продуктовую сегментацию PLC-DCS. В то время, как поставщики PLC давно и прочно утвердили себя на рынке, то этого не скажешь о DCS – многие заказчики в области непрерывных процессов смутно представляют преимущества этого класса решений. 

Однако подобный пример – это удел влияния самих поставщиков, - здесь мы говорим и о более сложных или соприкасающихся с технологиями вещах. Например, в области Системной интеграции АСУ ТП, передовые страны говорят не столько о технических решениях, сколько о других факторах, определяющих качество этих решений.

Это: 

  • стандарты проектного управления – специфические к АСУ ТП
  • системы обеспечения качества – процедуры, стандарты, инструменты контроля и т.п.
  • управление жизненным циклом продуктов систем
  • вопросы общего менеджмента организацией – управления рисками, финансового управления, подготовки кадров и т.д.

Все это влияет не только на финальное качество решений, но и на начальное восприятие игроков заказчиками. Ассоциация Системных интеграторов США (CSIA) все больше распространяет подобные, - адаптированные к специфике СИ стандарты, - на весь мир. Их СИ сертифицируются по стандартам, которые признает и уважает весь рынок. Ближе познакомиться со всем этим мы планируем на ближайшем мероприятии 11 марта в Киеве.

Подобный опыт можно искать и в других направлениях:  подготовка кадров, управление производственными активами, взаимодействие игроков из разных категорий и т.д. Приоритеты и направления  здесь должны определять сами игроки рынка.

 

«Как развивать» - путем обменов, роста информированности, культуры и общего признания высоких стандартов качества

Это также очевидный ответ и роль АППАУ, как и любой другой подобной ассоциации – служить «пропагандистской машиной», выполняя также роли аниматора и катализатора этого движения.

 

В общем, что мы и начинаем делать. Первые шаги  - широкий обмен мнениями и информацией. Поэтому  всех, кто хочет развиваться – приглашаем в наши ряды.

Ближайшая возможность такого общения – встреча 11 марта,  - приглашаем.

Комментарии: