Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

Интервью с экспертами АППАУ

Подводя итоги семинаров АППАУ, проведенных 22-24 апреля в рамках выставки EIA-2014, мы обратились к нашим экспертам поделиться впечатлениями и прокомментировать оценки и итоги дискуссий.

Свои ответы предоставили: Александр Пупена -  доцент, кафедра ИАСУ, НУПТ, Александр Грошев – независимый эксперт (ex-Emerson, Scheider Electric), Сергей Батюк - технический директор, "Клинкманн-Украина".

1. Какие ваши общие впечатления от семинаров АППАУ на выставке EIA-2014?

А. П. В отличие от самой выставки, семинары (я побывал на первых двух) очень понрави лись. Особенно впечатлил первый день, где эксперты делились опытом интеграции подсистем АСУ. Однако, объем и количество заявленных тем не дало возможности копнуть глубже, и во многих вещах экспертам пришлось пройтись только по верхам.

А. Г. Общее впечатление, безусловно, положительное. Организованные по всем правилам семинары, с содержательной программой (в отличие от классического чтения презентаций). Отсюда - неподдельный интерес аудитории. Практически полный конференц-зал с учетом особенностей EIA-2014 в этом году - отличный индикатор.

С. Б. Тематика семинаров актуальна и отражает текущие тенденции рынка промышленной автоматизации. Были представлены все категории игроков рынка - вендоры, системные интеграторы, конечные заказчики (отсутствовали производители). Семинары были правильно выстроены – начиная с обзоров решений от вендоров до конкретных решений от системных интеграторов. Целевой группой таких семинаров являются не столько системные интеграторы, а - в основном - конечные пользователи АСУ (промышленные предприятия). В дальнейшем эффективность подобных семинаров будет напрямую зависеть от привлечения к участию в них именно конечных заказчиков систем автоматизации из наиболее перспективных отаслей промышленности - ТЭК, пищевой, фармацевтической, металлургической.

2. Насколько вы согласны с итоговыми оценками АППАУ (публикация «возможности всегда есть»)? И что бы вы хотели добавить к этому? 

А. П. Я б осторожнее высказывался по поводу «наилучших» интеграторов рынка, так как это может вызвать недоверие потенциальных членов АППАУ. Кроме того, информация о ситуации в АСУТП-шном рынке в целом очень ограничена, а значит, многое остается за рамками нашего видения, что не дает сделать настоящие оценочные характеристики. Среди всех пунктов я полностью соглашусь с разделом статьи «Латентний попит»*. В условиях нашего рынка именно интеграция существующих систем с их зоопарком придает этой задаче «локальную» украинскую составляющую. Следует отметить, что украинские специалисты АСУТП готовы к таким вызовам на уровне реализации, однако проблемы могут появиться на организационном уровне, как со стороны интеграторов, так и со стороны заказчика.   

А. Г. Основные возможности лежат в области эффективности и конкурентоспособности. Для этого важно предлагать для рынка эффективные решение автоматизации на базе глубокого понимания технологических процессов, уделять внимание международным стандартам и быть чувствительными к новым технологиям в области автоматизации. 

С. Б. Согласен со всеми оценками. Все мировые тенденции автоматизации актуальны для Украины и востребованы конечными заказчиками. Особый стимул - перспективы выхода на европейский рынок. Поэтому есть работа и для вендоров - продвижение современных решений от мировых брендов, и для разработчиков - разработка новых нишевых продуктов, и для системных интеграторов - разработка современных систем автоматизации, и для конечных заказчиков - разработка корпоративных стандартов автоматизации. Актуальнейшим вопросом является интеграция парка локальных АСУ на предприятии и создание систем консолидированной аналитической отчетности и далее - АСУ производством (MES).

 3. В своих выводах АППАУ отмечает большой и растущий интерес к поднимаемым темам. Об этом говорят многие показатели – как рост посещений на выставке, рост посещения сайта и т.п. Однако за редким исключением, мы не видим большого вовлечения в темы развития ни интеграторов, ни самих вендоров, которых казалось бы эти темы касаются прежде всего. А большинство заказчиков просто молчит. Как вы думаете, почему так происходит?

А. П. Рынок развивается в основном от заказчика. Есть задача – надо ее делать, есть проблема – надо ее решать. В большинстве случаев задачи и проблемы решаются интеграторами старыми проверенными путями. Пока заказчик не созрел к новым задачам – вряд ли стоит ожидать, что появятся их решения на рынке.  

А. Г. Позиция вендоров диктуется, по моему мнению, реалиями украинского рынка. Вендоры озабочены прежде всего эффективным продвижением собственных продуктов и лояльностью существующих партнеров. Отсюда - слабое внимание (за редкими исключениями) продвижению концепций, а не продуктов. В таких условиях продвижение концепций не видится вендорами как конкурентное преимущество. 

Поэтому в рамках АППАУ считаю важным продвигать именно современные концепции автоматизации для интеграторов и конечных заказчиков. Четкое понимание передовых концепций ними позволит быть эффективными и выбирать продукцию брендов более осознанно. Речь идет и о вовлечении в дискуссию мелких и средних СИ.

С. Б. Проблематика обсуждаемых тем понятна системным интегаторам и вендорам и выстрадана ими. Поэтому интенсивного обсуждения этих актуальных тем в узком кругу интеграторы-вендоры не получается: интегратору "не до жиру - быть бы живу" - надо искать заказчиков и решать текущие проблемы; вендора убеждать не надо - он сам стремится убедить заказчиков в актуальности современных решений. Думаю, что круг игроков надо расширять - привлекать к обсуждению актуальных тем конечных заказчиков и выступать единым фронтом интегратор-вендор против заказчика . Заказчик - именно то недостающее звено, за которое можно вытащить всю цепь.

4 .Как вы относитесь к идее консолидации усилий разных игроков рынка вокруг перспективных тем развития (как интеграция АСУ, новые технологии, выход на новые рынки и т.п.)

 А. П. Конечно же, только так можно достичь каких-то результатов. Но вокруг каждой темы нужно строить конкретные взаимовыгодные отношения всех задействованных игроков. Иными словами, каждая тема должна рассматриваться как проект, где АППАУ является координатором. Результатом этих проектов должен быть продукт (продукты), который нужен рынку и нужен задействованным игрокам рынка.    

А. Г. В данном случае основной консолидирующей силой могут стать СИ и машиностроители. Я думаю, что именно они будут основными выгодополучателями от внедрения перспективных направлений развития и продвижения этих технологий перед лицом конечных заказчиков, в том числе с привлечением вендоров. 

С. Б. АППАУ именно сейчас это и делает - консолидирует игроков рынка  вокруг актуальных тем. Правильные механизмы консолидации - семинары, пропаганда передового опыта, публикации на сайте. На данный момент эффективность АППАУ - максимально возможная.

5.Что, на ваш взгляд, нужно делать сообществу в целом и, АППАУ в частности, чтобы усиливать процессы консолидации игроков? 

А. П. Мое личное убеждение – АППАУ надо решать существующие проблемы на более конкретных проектах. Я знаю многих людей, которые не видят в АППАУ никакой пользы для себя, так как нет конкретных продуктов деятельности, за исключением статей, семинаров, обзоров и популяризации своих членов. Мне кажется интеграторы, вендоры и целевые предприятия не знают, что может им дать АППАУ. Возможно, на данном этапе есть смысл поработать над «нужными» международными стандартами, как лучшими практиками, и выплеснуть в рынок часть результатов работы. Все результаты работ могли бы быть доступны только членам АППАУ. Однако я понимаю, что все это сложно при ограниченном финансировании.

А. Г. Для консолидации вокруг идей необходим спрос на консолидацию со стороны основных выгодополучателей. Соотвтетсвенно,  АППАУ должна сконцентрироваться на создание такого спроса в среде потенциальных выгодополучателей. - СИ и ОЕМ.

С. Б. Игроков рынка автоматизации - т.е. системных интеграторов и вендоров (а также производителей) - консолидирует наличие мощного пула конечных заказчиков на горизонте. Поэтому наиболее эффективный путь такой консолидации - пропагада деятельности АППАУ среди конечных заказчиков и вовлечение конечных заказчиков в мероприятия АППАУ.

Благодарим наших экспертов за искренние и интересные ответы.

*примечание  редакции– «латентний попит»  на русском - «отложенный или замедленный спрос»

Публикации на эту тему:

  1. "Итоги семинаров АППАУ на EIA-2014"
  2. "Интеграция АСУ энергоснабжения и АСУ ТП - интервью с российскими коллегами"
  3. "Чего хотят заказчики - панельная дискуссия АППАУ"

Комментарии: