Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

Краткосрочное мышление, и что с этим делать

«После нас – хоть потоп», «утром стулья – вечером деньги», «синдром барыги», «до завтра еще надо дожить» - эти известные клише, характеризующие краткосрочное мышление и его последствия, мы обычно никогда не ассоциируем с собой. Лысые Карпаты и марсовые (янтарные) поля на Полесье – это не мы, это «они» - олигархи, правительство и недалекие люди.

Но вот что интересно – респонденты опроса АППАУ главным барьером в развитии партнерских отношений на нашем рынке промышленных АСУ-ИТ называют именно краткосрочное мышление. Собственно – это и есть причина «голодных игр». Если вдуматься – ну действительно, какой экономический смыл для заказчика «отжимать» и ставить на нулевой, начальный уровень интегратора, который проверен годами и доказал много раз свою состоятельность? А какой смысл, и в чем выгода вендора, когда он сталкивает лбами лучших интеграторов или просто обходит их и сам поставляет напрямую? А как вам интеграторы и другие подрядчики, которые демпингуют, а затем бегают по рынку в поиску "дешевого, но качественного ресурса"?

Подобных вещей – масса на рынке АСУ ТП, и мы вынуждены признать, что краткосрочное мышление доминирует. По большому счету, "мы" - такие же как и "они". Просто потому, что все усилия направлены на то, чтобы выжить сейчас. А что будет завтра - "либо некогда", либо "как нибудь потом". Посему все вопросы инноваций, качества, разработок, стандартов, просвещения и образования рынка, подготовки кадров и т.п. - все что не связано напрямую с конкретным проектом, где мы сейчас зарабатываем - подождет.... 

2 марта, на совместном клубе B2B Ukraine-АППАУ мы вязли интервью у некоторых известных лиц – участников рынка АСУТП-ИТ. Вначале идут комментарии 3-х руководителей о проблеме краткосрочного мышления (проблема №1 в развитии отношении, согласно ответам наших респондентов опроса), далее – 2 участника рассказывают о решениях этой проблемы и конкретных инициативах 2017. 

Максим Романов, экс-директор АСУТП АМКР более 10 лет работал руководителем служб АСУ-ИТ крупных промышленных предприятий в Металлургии. Он говорит, что проблема краткосрочного мышления присутствует массово среди игроков рынка АСУ ТП: «Примеры среднесрочных или долгосрочных отношений на всем рынке можно пересчитать по пальцам одной руки… Просто продать – и чем быстрее, тем лучше» - это принципы, которые сегодня доминируют. «Что делать с этим? Просто выполнять то, что уже много раз сказали – АППАУ предлагает сегодня множество рецептов и опций, - нужно просто выполнять». 

Итак, делать конкретные дела по развитию сегодня гораздо важнее, чем в очередной раз рассказывать «как надо». 

Сергей Литвиненко, СЕО «Галактика-Украина» считает, что причиной краткосрочного мышления является «псевдо-конкуренция», обусловленная, прежде всего, отсутствием специализации игроков хай-тек. «Все занимаются всем, вместо того чтобы специализироваться и быть лучшим в своем сегменте»…  В результате все сами «уравниваются» в глазах заказчика. Это мнение отлично отражает 2 проблемы – о которых мы много обсуждаем в АППАУ, и это будет на Форуме лидеров АСУ, 16 марта – 1) разве саме заказчики не способны установить критерии выбора, которые бы ясно отличали «ху из ху" из интеграторов? 2) что делают сами игроки рынка, чтобы помочь заказчикам (и себе) в этом? 

Сергей Литвиненко считает, что выход из этой ситуации таков -  нужно, прежде всего,  специализироваться и развивать партнерство.

Михаил Крикунов, декан Киевской бизнес-школы, напротив, не считает что конкуренция и так уже слишком острая – « Чтобы просветление в головах собственников наступило и появилось стратегическое мышление, - нужна другая – еще более жесткая конкуренция, которая вынудила бы игроков мыслить по-другому». По этой логике, наши  «голодные игры» еще недостаточно голодные ) 

Михаил Викторович также считает, что ситуацию с «краткосрочностью» нельзя обобщать – ни на рынки, ни тем более на нацию.  «Среди нас полно успешных собственников, которые имеют глобальный, стратегический взгляд на вещи и на развитие». Другая, - отличная, на наш взгляд, ремарка, Михаила – об амбициях игроков.  Есть ли достаточные амбиции у лидеров рынка, чтобы принимать вызовы среды? – об этом также будет разговор на форуме лидеров, 16 марта.

Виктор Егоров – руководитель Лаборатории робототехники и мехатроники из Одесской академии пищевых технологий (ОНАПТ), один из самых молодых, но самых активных членов АППАУ в категории ВУЗ-ы.  Количество инициатив команды Виктора значительно превышает средний показатель других ВУЗ-ов . В интервью Виктора рассказывает о 2-х главных на 2017 год – фестивале робототехники и городском конкурсе мехатроники. Подобные проекты  и есть те прорывные вещи, которые нужно делать вместе.

Этим интервью Виктор Егоров открывает и показывает огромный потенциал ВУЗ-ов – по-сути, ОНАПТ выступает здесь сразу в нескольких ролях – разработчика новых систем и изделий по робототехнике и мехатронике, центром обучения, но также привлечения молодежи и школьников,  а еще мощным медиа- и маркетинговым партнером. 

Юрчак Александр – ген.директор АППАУ, рассказывает об общем подходе ассоциации к решению проблем партнерских отношений.  Think big, Start small, Scale Fast – это слоган отлично ложиться на наши проблемы и на те решения-инициативы, которые нужно выполнять. Примеров полно - Александр приводит пример другого ВУЗ-а по созданию новых тренинговых услуг для заказчиков, и призывает участников присоединятся к новой инициативе #ДієвеПартнерство, направленной как раз на консолидацию лучших партнерских проектов.  АППАУ уже насчитывает десяток-два подобных проектов – задача в том, чтобы увеличить их до многих десятков, - тогда образуется критическая масса.

***********

Свежий отчет АППАУ «Сотрудничество в развитии» фиксирует множество других инсайтов и выводов о том, что собой представляет мышление и поведение игроков рынка, а также «что с этим делать». В этом отчете АППАУ представляет

  • 9 ключевых кейсов АППАУ 2015-16 гг,, распределенных по 3-м категориям – «Маркеры времени», «Лучшие кейсы и практики», «Кейсы – настоящие вызовы»
  • В них упомянуты множество ведущих игроков рынка – Siemens, Schneider Electric, Interpipe, АМКР, Метинвест, наши ВУЗ-ы и интеграторы.
  • Все инициативы и проекты АППАУ в области сотрудничества представлены более структурировано и вместе
  • Отдельно представлены участники клуба i-Control, а также 14 инициатив флешмоба  #ДієвеПартнерство 

 Отчет будет доступен публично после 20 марта. Его уже получили респонденты опроса, а также получат все участники Форума лидеров АСУ,  16 марта, в твердой, бумажной копии.

Комментарии: