Ассоциация Предприятий Промышленной Автоматизации Украины

Новости   rss

Производство – центральная часть в системах управления предприятием

Продолжаем ревью белых книг ведущих аналитических агенств по Индустрии 4.0. В этот раз мы рассмотрим документ «Как производство становится Центром предприятия» (How Manufacturing becomes a Center of Enterprise) от консалтингового агентства LNS.

Основные тезисы 

LNS базируется на свежем опросе, связанным с  распространением MES/MOM систем и анализирует тенденции в этой области. Они говорят, что на самом деле предприятиям сложно понять и сориентироваться в это области – и особенно сегодня, на фоне возрастающего инфо шума по 4.0. При этом LNS объединяет понятия 4-ой промышленной, Industry 4.0 и Smart Manufacturing – с точки зрения технологий, речь об одном и том же.  Новая фаза дигитализации делает производство гораздо сложнее, но с другой стороны главное преимуещство – в скорости инноваций, которая растет по экспоненте. 

Анализируя функционал установленных систем управления производствами, LNS дает следующую картину согласно опросам «что уже есть – что планируется»

 

Мы видим здесь самые большие разрывы по следующим категориям:

  1. МОМ / MES системы имеет всего 19% респондентов. Однако именно здесь и самый высокий % спроса. Напротив, похоже на то, что все уже «насытились» историческими данными и не знают что с ними делать.
  2. Поэтому, на 2-ом месте продвинутая аналитика – как в области всего предприятия, так и отдельно - производства
  3. И на третьем месте – управление workflow

Какие драйверы развития «умного предприятия» - LNS выделяет 5 главных категорий функционала по 5 категориям продуктов:

 

Эта таблица говорит сразу о нескольких вещах:

  • Важна совместимость – LNS говорит, что вряд ли вы выберите МES от поставщика ERP, если эта ERP у вас не стоит
  • Важно понимание ключевых функций – здесь мы видим насколько высокие требования предъявляются к управлению данными по разным категориям и уровням
  • Также LNS говорит, что «чистая МES» не является панацей  и это всегда будет только частью общего решения – общей системы управления производством

Всего 20% имеют МОМ, но даже сбор данных и их прозрачность по всему предприятию – уже дают отличный возврат на инвестицию. Все же, это еще не Smart Manufacturing.

Правильный подход в выборе решения состоит в целостном рассмотрении вопросов управления производством – от стратегии и целей бизнеса и до критериев выбора поставщика решения МОМ

_уровней

Далее LNS уводит нас в рассмотрение возможных критериев выбора поставщиков. Аналитики считают, что одним из главных будет функционал по управлению данными. И здесь есть 4 категории поставщиков  - от тех, кто «дает старые ответы на старые вопросы», и до «новых ответов на новые вопросы». Звучит несколько абстрактно, однако подсказка есть в рассмотрении функций аналитики – от чисто исторических данных («что случилось и почему») – до предиктивной и прогностической аналитики («что будет и какие решения нужно принимать уже сейчас»).

_выбора_поставщиков_по_аналитике_1 

Далее анализируются подходы к архитектуре систем управления предприятием. Традиционная архитектура с учетом трендов (справа) выглядит таким образом

 _архитектура

Это то, о чем вендоры говорили последние 10-15 лет.

Однако сегодня, очевидно, что самый большой прорыв ожидается в управлении данными – LNS говорит, что согласно большинству исследований компании имеют данные, но не используют их (от АППАУ – McKinsey говорит, что сегодня в мире используется всего 4% производственных данных). Поэтому 1-ый вопрос: «Можем ли мы лучше использовать то, что уже имеем?», рис ниже красноречиво об этом говорит

_биг_дата_и_интернета_вещей 

Примечательно на этой картинке, что количество тех, кто ничего не знает об IoT уменшилось в 2016 году более чем в 2 раза. 

LNS рекомендует внедрять современные приложения по анализу производственных данных, которые дают немедленный эффект на показатели производства.

Исходя из вышесказанного, LNS рисует процесс выбора поставщика МОМ:

_по_выбору_поставщика 

Обращают на себя внимание здесь затраты по времени – шорт-лист поставщиков появляются только во 2-ом квартале, - после определения собственного ТЗ и тщательного рассмотрения (и на командном уровне) демо различных поставщиков.

Следующий аспект изменений – это стыковка производства с цепочкой поставок. Также как и МОМ, LNS рекомендует применять такой же принцип и к цепочке поставок.

_с_суплай_чейн 

Идея здесь в том, чтобы максимально быстро реагировать на изменения потребительского спроса и рыночной конъюнктуры.  Цитируем далее LNS: «Технологии Smart Manufaсturing как 3D печать, прототипирование, виртуализация со стороны R&D  и множество диджитал инструментов со стороны Smart Connecetd Supply chain создают множество отличных возможностей, чтобы оптимизировать цепочку поставок». Главное – как можно раньше  идентифицировать и упреждать изменения потребительского спроса и реагировать на него новыми продуктами или изменениями в существующих продуктах. Это невозможно без прозрачных и полных данных по всей цепочке бизнес-процессов.

И далее – о шагах по переходу на Smart Manufacturing. Здесь начинается «классика» - от определения целей-стратегии и до разработки дорожной карты движения. И где самый первый, обязательный шаг – вовлечение и принятие своих обязательств от первых лиц предприятия. 

Общие  4 этапа:

  1. Постановка  стратегических целей: здесь видим обычную декомпозицию целей «сверху-вниз».
  2. Пилотный проект: как и McKinsey LNS рекомендует начинать с небольших пилотных проектов, отражающих цели.
  3. Выделить главные технологические инструменты (enablers): выбрать технологическую платформу и с 1-2 партнерами начать работать на ней.
  4. Реализация: выполнить проект, после чего сделать пересмотр целей.

Комментарий АППАУ

В целом, для нас это знакомая аналитика – как и ранее в наших анализах и согласно другим агентствам, как McKinsey, мы видим здесь те же области возможностей и быстрого роста – Продвинутая аналитика (уже существующих данных!), оптимизация бизнес-процессов производства и стыковка их с цепочкой поставок, дигитализация всех процессов. И как мы отмечали и ранее, - все это вызовы для наших отечественных предприятий.  

Может быть, только о важности управления в реальном времени LNS не упомянули, хотя MES по определению – это в реальном времени. Рекомендации здесь также аналогичные McKinsey – нужно начинать со стратегии и с небольших пилотных проектов. 

Однако польза документа 100% именно в простом изложении уже знакомых вещей – наглядно, доступно, легко читается.  Еще раз вспоминаешь наших, отечественных инноваторов 4.0 и думаешь: «Ну молодцы же – значит, можем и мы». 

Ну и конечно – стоит обратить здесь внимание на комментарии касательно сложности выбора MES/MOM систем – оказывается, на рынке полно решений от тех, кто «дает старые ответы на старые вопросы». В то время, как сегодня – и с учетом громадных (по нашим меркам) инвестиций в эту область, - речь о другом, - «новых ответах на новые вопросы». Также, 100% полезное заключение – никакая MES не закроет всех запросов по необходимым приложениям на этом уровне – место для отдельных приложений всегда будет. Важно другое – на каких принципах они будут интегрироваться в общую систему МОМ. Отрадно, что некоторые наши инноваторы как АМКР уже знают ответ на этот вопрос – главный принцип состоит в построении информационной модели предприятия, которая базируется на единых, общепризнанных международных стандартах как IEC 62234 (ISA 95). 

Скачать оригинальный документ можно на сайте LNS по этой ссылке (обязательна регистрация).

 

Комментарии: