Глобализация или локализация? – правильный ответ «Глокализация» – часть 1

Мир давно стал глобальным. И во всех проявлениях – правил, стандартов, продуктов, конкуренции. Однако успех зависит также от того, насколько вы умеете приспосабливаться к условиям локальных рынков. Региональные отличия до сих пор существуют – более того, несмотря на глобализацию, разрыв между развитыми странами и развивающимися во многих областях даже увеличивается. Все кто, изучал курс «международная стратегия» знают, что постановка вопросов по этой теме всегда формулируется как дилемма. Другими словами, вы не можете отдать предпочтение какому-либо одному подходу, – глобализация и локализация – это оба встречных и нарастающих тренда, но они конфликтуют между собой. 

Отсюда пошло  Глокал (GLObal + loCAL) – если вы хотите преуспевать, вы должны быть и Глобальными, и Локальными. И это, прежде всего, вызов для наших местных  игроков АСУ ТП – машиностроителей и системных интеграторов, так как они уже экспортеры и уже давно конкурируют на международной арене. Но также для брендов – если местные заказчики не признают глобальных трендов и стандартов, – как продавать? Но также и для ВУЗ-ов – чему учить студентов и как котировать их дипломы на международной арене?

Однако вначале рассмотрим на примерах некоторые уроки «глокал» из нашей среды АСУ ТП, а также из других областей – это важно для понимания вопроса.

Украина, Россия и СНГ – типичные примеры

Крупные локальные рынки, где доминирует олигополия, типично бросают вызов глобалистам. Типичный пример – Россия и ее крупные нефте-газовые компании. Там мало западного инжиниринга, работающего по модели ЕРС. Например – в строительстве газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Причина простая – они не умеют «договариваться» с газпромовскими чиновниками-бизнесменами, так как это умеют местные подрядчики. И исключение из этого правила только там, где местных подрядчиков некем заменить или слишком большие риски брать местных. Напротив, дочерние и афилированные с Газпромом структуры вынуждены идти на импорт качественных западных компонентов, чтобы комплектовать (пекеджировать) те же ГПА на своем локальном производстве. Крупнейший украинский машиностроитель НПО им. Фрунзе в разы потерял поставки комплектных ГПА на российский рынок за последнее десятилетие и экспортирует сегодня в основном компрессора. В то же время, Фрунзе не сумел выйти на другие международные рынки – это оказалось для них слишком сложно.

Обратный пример –  украинские ИТ-компании. Украинский ИТ-аутсоурсинг по объемам входит в десятку ведущих стран мира и 90% экспорта это как раз Европа и Штаты. Многие из лидеров этого рынка отказываются работать с местными заказчиками в СНГ – непрозрачность, коррупция и местечковость мышления заказчиков отталкивают их напрочь. И этот подход типичен для всех тех, кто уверен в качестве своих продуктов – они смело выходят на международные рынки. Это касается и области АСУ ТП. Среди наших членов АППАУ стоит назвать Группу Техинсервис, имеющую сегодня референции в Северной Африке, многих странах восточной Европы, Прибалтики и по всей зоне СНГ.

Приведенные выше примеры говорят об одном – приспосабливаться важно и нужно – если это того стоит, и если нет другого выхода. Вызов сейчас для многих украинских экспортеров как раз и состоит в том, чтобы найти этот другой выход (= другие рынки) – кажется, они уже достигли пределов «приспособления» на российском и других рынках СНГ. По крайней мере, нынешние политические реалии ставят их в такие условия.

Однако нужно иметь ввиду, что глобальный подход со временем все равно будет доминировать. И, прежде всего, это касается технологий. Заказчики в самых отсталых странах, все-равно, будут ориентироваться на лучшие решения мирового класса. Это вопрос только времени.

Ветераны АСУ помнят, как в конце 90-ых шла борьба между направлениями PLC и PC-based. С подачи некоторых российских дистрибуторов направление PC-based, с малоизвестными брендами декларировалось чуть ли не как мейнстрим и будущее мировой промышленной автоматизации. Прошло всего 5-7 лет и по всей зоне СНГ мы увидели ту же картину, что и на других развитых рынках – доминируют признанные бренды во главе с Siemens.

Напротив, картина проникновения систем DCS сильно отличается по России и Украине. Этот класс систем, типично использующихся в АСУ ТП непрерывных процессов (химия, нефтехимия, нефтепереработка, энергетика) требует приличных инвестиций. Поскольку их в Украине никогда не хватало, то многие наши заказчики до сих пор пользуются для подобных приложений решениями PLC+SCADA. Можно подумать, что «ну ладно – хорошо хоть что-то внедряют», однако в целом, нехватка инвестиций явно затормозила развитие рынка. Ведь речь не только о непонимании  DCS и их преимуществ многими заказниками.  Мы говорим также и о других видах технологий, а также о том, насколько в целом мы можем следовать современным мировым тенденциям. И здесь вопрос не только в инвестициях – он шире, так как затрагивает вопросы стратегий и уровня менеджмента разных игроков рынка.

Кратко подытожим вышесказанное: 

  1. Быть по-настоящему Глокальными – важно, от этого зависит ваши успех и выживание  
  2. Для нас гораздо важнее научиться быть глобальными: локальными (приспосабливаться) мы научились – по крайней мере, на соседних рынках. Но быть глобальными в мире технологий – это значит быть если не на пике этих технологий, то хотя бы в трендах. И здесь мы явно отстаем.

В чем же наши главные барьеры, чтобы лучше следовать глобальным трендам.  Ответы –   во 2-ой части публикации, а также на семинарах АППАУ, которые состоятся 22-24 апреля в рамках выставки EIA-Elcom-2014.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *