Новые реалии бизнеса: 8 направлений для выживания

Демократия, свобода и реформы должны принести нам процветающую экономику. Впереди перспективы роста инвестиций и внутреннего рынка, однако сейчас имеем кризис. Резкое сокращение как внутренних, так и традиционных рынков на восточном направлении. Эта ситуация требует изменений и эффективных управленческих решений внутри. Какие экономические предпосылки сегодня для таких решений?

Рассмотрим вначале  5-ку отраслей, куда был ориентирован рынок АСУ ТП – Пищевая, Металлургия и ГОК-и, Нефть и Газ, Машиностроение, Энергетика.  Эти отрасли составляют добрую половину всего отечественного ВВП и по данным АППАУ, именно предприятия этих отраслей составляют ключевой портфель заказчиков для вендоров и интеграторов в АСУ.

Экспортеры – резкое падение

Кроме Энергетики и Нефтегаза, – остальные указанные отрасли были в значительной степени экспортно-ориентированы. Главное направление экспорта – Россия и страны СНГ. Падение экспорта в эти страны усилилось с лета 2013 г., а в эти месяцы кривая идет еще круче вниз. Свежих данных в Госкомстате пока нет, но по отзывам отдельных предприятий в машиностроении и металлургии падение продаж составляет до 50% по сравнению с периодом прошлого года. 

Согласно некоторым источникам, предприятия экспортеры можно распределить на 3 категории:

1. «Идем на дно»: автопром, вагоностроение. Как пишет «Инвестгазета»  – ситуация критичная не только для РФ, – по итогам 2013 года поставки в Казахстан, Таджикистан и Туркмению упали на 60% — до 3,6 тыс. вагонов против 9,4 тыс. в 2012 году».

2. Пока держаться: авиастроение + отдельные виды высокотехнологичных машин и приборостроение, где РФ не может быстро найти замену (например, сумские компрессоры). Однако очевидно, что замена украинских машин – это только вопрос времени. Тот же источник указывает, что «для развития машиностроения Россия все чаще привлекает европейские компании, не рассчитывая на украинские».

3. «Заложники торговых войн»: пищевая промышленность, металлургия, трубная промышленность. Постоянные торговые войны, инициируемые РФ подрывают доверие между бизнесами, однако, до недавнего времени все тяготы компенсировались привлекательностью рынка РФ. Сегодня перспективы здесь очень туманные.

Общий тренд и то, что обнадеживает – эта ситуация не совсем «новая». Падение экспорта на восточном направлении началось гораздо раньше, и многие поняли, что нужно искать другие рынки сбыта. Примечательно, что в структуре экспорта уже большую долю занимает Евросоюз, чем Россия и страны СНГ. Структура экспорта ЕС несколько другая – здесь доминируют сырье, минералы и продукция агропромышленного комплекса, а продуктов с высокой добавленной ценностью практически нет.

export EC

 

Рис. 1 Экспортеры в ЕС

Перспективы инвестиций на внутренний рынок

Что касается внутреннего рынка, прогнозы на этот год скорее печальные – политическая ситуация не способствует стабильности. Крупнейшими инвесторами в 2013, вкладывающими в приобретение новых активов в 2013, были всего несколько западных компаний (как ExxonMobil) и российские (Роснефть). В то же время с рынка ушло множество компаний – Bonduell, Geely, Sela и даже Лукойл (в производстве полимеров). 

Также под сомнением в этому году крупные инвестиции с госбюджета в ту же Энергетику – казна пустая, и новые кредиты пойдут, прежде всего, в социальную сферу и на реформы.

Поэтому очевидно, что 2014 будет хуже по инвестициям – точнее, гораздо хуже. Внешние инвесторы ждут реформ и стабилизации в руководстве страной, в то время как внутренние – опасаются передела собственности.  В целом, тренды по отраслям будут те же, что и в 2013 (рис.2) с учетом того, что цифры в минусе будут еще больше, в то время как цифры в плюсе будут стремиться к нулевой отметке.

infogr1

Рис. 2 Перспектива различных отраслей

Итоговые выводы и прогнозы

Итак, что мы имеем в результате:

  1. Резкое сокращение объемов продаж экспортеров на  традиционных восточных направлениях на РФ и страны СНГ. Судя по единству оценок экспертов, конфронтация с Россией – это надолго.
  2. Умеренный рост по странам Евросоюза и другим мировым рынкам: несмотря на стратегическую важность этой переориентации, сделать реально ее быстро многим предприятиям не под силу. А тем, кто уже там присутствует также сложно нарастить свою долю – конкуренция везде сегодня очень жесткая.
  3. Внутренний рынок ожидает стагнация и сокращение по большинству отраслей – падение покупательской способности и отсутствие инвестиций очевидны.
  4. Все базовые отрасли АСУ ТП ожидает падение. Небольшой рост или удержание позиций можно прогнозировать только в отраслях, производящих товары широкого потребления – как та же пищевая промышленность.
  5.  Из утешительных прогнозов:
  • К концу года вполне вероятен приход новых инвесторов
  • Возможны нишы и заказы в новых отраслях – как ВПК
  • В связи с переориентацией на мировые рынки может повыситься спрос на новые, более высокие стандарты качества, лучшие показатели продуктивности производств и снижения себестоимости – все это влечет спрос на современные системы автоматизации.

Если подытожить все вышесказанное – большинство игроков рынка АСУ ТП ожидает очень тяжелый год. И выживут те, кто уже начал перестраиваться под новые реалии.

Как выживать –  8 направлений изменений

1. Срочные мероприятия

  • Немедленный пересмотр портфеля клиентов. Главная цель – отсечь тех, кто очевидно не имеет уже перспективы инвестиций в этом году. И речь не о том, чтобы «бросить» – ясно, что нужно инвестировать свое время и деньги туда, где можно делать бизнес.
  • Урезание финансовых расходов. Главное – сохранить людей-специалистов. Но все, что не попадает под «обеспечение производственных процессов», должно быть урезано. Это же касается персонала во вспомогательных отделах и подразделениях.
  • Больше внимания и личное участие всех руководителей в операционных процессах маркетинга и продаж. Это очевидно и не требует комментариев.
  • Отдельно – переход на тактики малобюджетного маркетинга. К таким тактикам относятся е-мейлинг, веб-маркетинг, вебинары, соц. сети, блогинг и SEO. Ставя это на профессиональные рельсы, вы можете сократить более 50% бюджета на поиск новых заказов. Это уже доказано во множестве отраслей.

2. Работа на перспективу

  • Консолидация усилий в бизнес-сообществах и отраслевых ассоциациях – в том числе в АППАУ. Лучшее понимание происходящего, новые идеи, связи, направления действий будут приходить из расширения кругозора и нового видения.
  • Выработка новых рыночных стратегий – частичная переориентация на новые отрасли и новых клиентов. Если вы вчера работали с металлургическими комбинатами, стоит ли сегодня держаться за этот сегмент? Где еще ваши наработки и решения могут быть затребованы? Есть ли среди них те, кто уже уверенно экспортирует в другие страны мира?
  • Изменение в конфигурации главного элемента стратегий – адаптации и улучшения предложения ценности рынку. Здесь очень важно понять фокус изменений среди своих заказчиков. Если машиностроители переориентируются на запад, то для вас, как для интегратора, очевидно будут расти требования по сложности и функциональности систем. Если же вы вендор, то очевидный доминирующий тренд, на который нужно реагировать – это улучшение финансовых условий.
  • Совершенствование внутренних практик и стандартов – прежде всего, в области маркетинга и продаж, а также проектного управления (для интеграторов). Комментарии здесь очевидно не требуются.

Больше идей и другие направления – пишите в комментарии.  И – «єднаймося» – консолидация усилий важна сегодня, как никогда ранее. АППАУ готова способствовать проработке и реализации указанных выше направлений для всех своих членов. Эта же тема будет дискутироваться в рамках выставки EIА-2014 на нашем круглом столе 25 апреля. 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *